по материалам сайта Школа Драматического Искусства
09.06.2010
Игорь Яцко о семинаре
В первую очередь прошедший семинар был важен выбранной темой. Помню как я был счастлив в юности, когда у меня появился двухтомник «Наследие Михаила Чехова», но и тогда я понимал, что самостоятельное изучение теории может расходиться с истинным ее пониманием. В связи с особенностью нашего театра, в том числе ориентированностью на познание природы актерского мастерства, мне было интересно узнать как преподают Чехова и в нашей стране, и за рубежом, и в Америке, а также как применяется его метод на практике.
Я не жалею, что записался на мастер-класс к Леонарду Петиту. Общение с ним стало очень серьезной подпиткой знаниями. Меня удивила его методика, надо сказать ничего подобного в России я не встречал. Это совсем другая система, ее очень интересно изучить и познать. Она отличается от российской тем, что ее вектор направлен от внешнего к внутреннему, тогда как российская направлена изнутри наружу. Освоение обоих направлений является хорошим фундаментом для будущей работы.
В этом году на семинар приехало много гостей, это говорит о том, что люди нуждаются в дыхании. Актеру нельзя работать только на отдачу, нужно обязательно получать свежую информацию, новые задания. Ему будет нечего сказать зрителю, когда он выхолощен репертуарным процессом. Актер должен стремиться к чему-то большему, чтобы дать то малое, которое должно понравиться зрителю. Я чувствовал благоприятную атмосферу семинара, все педагоги были встречены на ура. Семинар был очень удачным; наметились пути дальнейшего развития.
Работа семинара — еще один пример стремления «Школы драматического искусства» к тому, чтобы стать постоянно действующим центром, который ставит своей задачей не только производство спектаклей, но и серьезно углубленно изучает театральное искусство, о котором бы знали и в Москве, и в России, и в мире. Поэтому наш театр должен быть подвижником, чтобы эта функция, это назначение не исчезло; он не может превратиться в обычный театр.
31.05.2010
Дневник семинара
Мастер-класс «Исследование творческих возможностей воображения в достижении подлинного вдохновения» Бернардаса-Гитиса Падегимаса
Бернардас-Гитис Падегимас, режиссер, актер, доцент Клайпедского университета. Автор многочисленных публикаций в периодической печати. Участвовал в работе международных творческих лабораторий, посвященных методу М. Чехова, в Лондоне, Риге, Мелихово, Страсбурге, Бирмингеме, Париже.
В работе мастер-класса меня больше всего интересует не результат, а сам процесс. Мы пытаемся пройти все этапы творческого процесса по Михаилу Чехову – воображение, внимание, создание образа. Получается много импровизации. Все участники очень собраны, благодаря этому, а также самоотдаче, появляются новые, неожиданные упражнения по тем элементам, которыми я занимаюсь уже 40 лет. Это очень интересный творческий процесс.
Мне приходилось работать во многих странах с разными социальными группами: актерами, бизнесменами, социальными работниками, детьми. Однако сейчас мне представилась возможность поработать с той группой, о которой я мог только мечтать – все участники мотивированы, знают, чего хотят. Поэтому я чувствую себя очень комфортно.
Меня поразил и ваш театр, о котором я только читал, но ни разу не был, и ваш семинар. На самом деле они очень похожи — театр подобие корабля, лабиринта и семинар, в котором много всяких ходов, интересных сопоставлений. Сначала я хотел быть просто учеником — впитывать в себя, но и сейчас стараюсь успевать на лекции и встречи.
Андрей Цицернаки, актер, Москва – участник
Я занимаюсь у Ленарда Петита и Бернардаса-Гитиса Падегимаса, их занятия сильно перекликаются, то есть они посвящены одному и тому же, но касаются этого как бы с разных сторон.
Самое интересное для меня в театре – это время и способ поймать момент, ту секунду, которая всегда ускользает, особенно когда рассказывается сюжет и создается образ. У Петита нет ни одной лишней секунды, его методика предельно точна и конкретна. Гитис идет совсем от другого — его корни где-то в литовских лесах, в этих священных рощах, капищах. Мне кажется, что для него само понятие времени очень условно. Благодаря этой условности во время занятий мы ничего не конкретизируем. Чувство существует, оно разлито как волна, оно ничем не обусловлено и не ограничено. Ну, а дальше ему можно придать любую форму, что мы и делаем понемногу.
Лекция «Михаил Чехов: идеология и техника его метода» Андрея Кириллов
Андрей Александрович Кириллов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра Российского института истории искусств, СПб. Преподавал в СПб. университете культуры, в СПГАТИ, в Connecticut College (visiting professor), в СПб. Европейском университете. О творчестве М.А. Чехова опубликовал около 20 работ.
В своей лекции я хотел рассказать о существе методов Михаила Чехова, хотя, вообще-то, для этого нужно гораздо больше времени. Как теоретик я могу только что-то обозначить, назвать, сформулировать, показать связь того с этим, большинству участников интересно, как это применять на практике.
Я очень боюсь, что когда-нибудь по методике Михаила Чехова напишут учебник. Таким образом его «убьют», потому что театр Чехова апеллирует к индивидуальности. Он в этом смысле очень плюралистичен, ничего не навязывает, только предлагает. А кто и как отзовется – это уже индивидуальное дело актера, художника. Как в работе над образом – у одного будет один идеальный Гамлет, у другого — другой. И они оба будут идеальны по своей природе, но при этом будут отличаться друг от друга, возможно что весьма существенно.
Мастер-класс «Работа над образом посредством воображения» Ленарда Петита
Лонард Петит, преподаватель актерского мастерства в университете Рутжерс, художественный руководитель Актерской студии им. Михаила Чехова в Нью-Йорке, автор пособия по технике М. Чехова, один из основателей и вице-президент Нью-Йоркской Ассоциации Михаила Чехова (MICHA).
Мой мастер-класс посвящен трансформации — поискам путей превращения себя в человека-героя.
Для меня участие в семинаре — это возможность привезти в Россию материал, в котором, как мне кажется, она очень заинтересована. Когда Михаил Чехов уехал отсюда, он увез с собой уже наработанную методику и передавал ее американским актерам, как раз у них я и учился, поэтому мне очень приятно вернуть обратно то, что принадлежит России.
Из преподавателей семинара я знаком с Марьолейн, мы вместе работаем, у нас общий подход к теме. Вячеслав Кокорин – мой давний друг. Наши работы пересекаются, но не в технических моментах, а в духовных, содержательных.
Новохатский Андрей, Москва – участник
Несколько лет пытаюсь исследовать систему М. Чехова. У нас своя лаборатория, в которой мы ищем, экспериментируем, что-то находим, ошибаемся, играем. Сейчас мы существуем сами по себе, как группа энтузиастов, которым интересна система М. Чехова и которые пытаются в ней разобраться. Встреча с Ленардом Петитом и другими педагогами семинара — это моя первая встреча с людьми, которые давно и серьезно занимаются методикой Чехова, которые перенимали ее у его учеников. Для меня они проводники. И Ленард Петит – это проводник оттуда, из Америки, он общался с теми, кто лично знал Михаила Чехова.
Главное что я почерпнул во время занятий — это понятие энергетического тела и способы его использования в работе с образом и с воображаемым центром. То есть, такое включение, когда ты чувствуешь импульсы здесь и сейчас, и сразу на них реагируешь, импровизируешь. Каждый этюд, каждое включение – всегда что-то новое. И с каждым новым этюдом все больше и больше себя раскрываешь – находишь новые образы, новые идеи.
Анатолий Смелянский — историк театра, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России
Мне кажется, что Михаил Чехов еще не стал для наших актеров тем, чем он должен стать, поэтому важно любое прикосновение к нему. По Чехову нельзя учить, но можно вдохновляться; сейчас по нему учат, его проходят… Он невероятно возбуждает фантазию, мысли об актерском мастерстве, о театре, что для нынешней — депрессивной ситуации очень важно.
Чехов, в отличие от Станиславского, пошел не по той дороге, по которой заставляла его пойти жизнь. Он выбрал другой путь. В каком-то смысле своей книгой «Техника актера» и своим актерским путем после отъезда из России он заплатил огромную цену, сохранив некие идеальные, идущие от Станиславского, представления об актерском опыте, о профессии и о предназначении. Именно это я пытался сегодня рассказать участникам семинара.
В 1928 году Станиславский получил инфаркт на сцене и дальше не двинулся, его канонизировали, а фактически — духовно уничтожили… Чехов, оказавшись на свободе, сохраняет школу Станиславского, развивая ее идеальную конструкцию, которая, вообще, лежит в основе метафизических представлений о русском актерстве. Он дает ей материальное воплощение в своей книге о технике актера. Чехов попытался не досказать Станиславского, а применить его методику по отношению к своему богатому индивидуальному опыту, он это сделал несмотря на то, что его не поняли, не приняли и даже не знали. Теперь, спустя десятилетия, мы открываем то, что не было осознанно современниками.
Мастер-класс «Психологический жест слова» Марины Даксбури-Александровской
Татьяна Шарко, студентка РАТИ-ГИТИС – участник
Участвую в семинаре второй год, и в этот раз я специально приехала на мастер-класс Марины Даксбури-Александровской. Для меня это очень серьезный духовный рост в жизни и на сцене, то есть как актрисы, так и, вообще, как человека.
Сейчас я заканчиваю ГИТИС, у меня идет дипломная работа, а параллельно — сессия. Я разрываюсь на два фронта, мне нужно быть и там, и здесь. Несмотря на это, быть здесь для меня очень важно. Включение в работу происходит моментально, как только появляется Марина, но даже, когда ее нет, идет совершенствование тех техник, которые она нам преподает.
У нас уже сложилась группа тех, кто приезжает на ее мастер-класс не первый год. На время семинара наша группа — это маленькая семья, мы не только вместе занимаемся, но даже готовим еду. Впервые я узнала про семинар три года назад. Тогда я участвовала только в утренних разминках, а в прошлом году попала к Марине и поняла, что это тот театр, то понимание театра, о котором я просто мечтала. Марина очень опытный педагог, очень мудрый человек, она знает очень много техник. Ее программа — это симбиоз Мейерхольда, Гротовского, Эудженио Барбы и, конечно же, Чехова. Колоссальная практика и духовный рост, которые я получаю здесь, мало с чем можно сравнить.
Наталья Герасимова, Оренбург – участник
Планирую поступить в Оренбургский областной театр кукол. Приехала на семинар поскольку меня очень заинтересовали темы занятий.
Я поставила перед собой задачу ничем больше не интересоваться, ни о чем другом не думать, только впитывать то, что нам расскажут. Планирую использовать полученный здесь опыт и впечатления в своей профессиональной деятельности. Мне кажется, что темы лекций и мастер-классов подобраны очень правильно и продуманно. Больше всего в программе меня заинтересовали мастер-классы Вячеслава Кокорина и Марьолейн Баарс.
Браас мне очень понравилась как человек, она как будто вся светится изнутри. Хочется пообщаться с ней поближе…