Перейти к содержимому

mihail-chehov.ru

Портал о театре и актерском мастерстве

Меню
  • Биография
  • Система Чехова
  • Письма
    • Лекции о системе Чехова. Отличие от системы Станиславского
    • Письмо второе
    • Письмо третье
    • Письмо четвертое
    • Письмо пятое
    • Письмо шестое
    • Письмо седьмое
    • Письмо восьмое
  • Книги
  • Фото
  • Фильмы
    • Фильмография Михаила Чехова
Меню

Рубрика: Письма

Письма Громову

ПИСЬМО ПЕРВОЕ1:

15/VII-1926 г.

Мензура моя! Как Вы рады моему письму! А как мы рады Ва­шему! Я огорчился, когда узнал, что ты не приедешь в Моск­ву до моего отъезда, но потом понял, что Военно-Грузинская дорога дает тебе чудесные впечатления. Рад за Вас и о, как жму, тку, сеу и рву!

Я здесь наткнулся на одну книжечку2, в которой ав­тор излагает свои взгляды на театр и на образование пра­вильной театральной художественной речи. Исследование, на мой взгляд, крайне интересное. Я решил сообщить тебе конспективно содержание этих театральных исследований. И вот начинаю.

Из предисловия. (Предисловие составлено не авто­ром книги, а некой дамой, зовут ее Мария3, а дальше не пом­ню, но это не важно.)

I В речи человек постигает свое происхождение. Бу­квы — созидательные силы, связывающ человека с его происхожд и указывающие ему путь к началу. Через них челoв, возвышаясь над животным, tastet zuriick (возвращается наощупь. — Примеч. ред.) к своему «Я». В ре­чи индивидуальная сила «Я» может выразить себя звуково и через это себя самое познать (чего нельзя найти ни в живот­ных звуках, ни даже в чудесном пении птиц).

Через речь Космос в точке человеч «Я» может познать самого себя и через это «Я» начать наново творить.

Вертикальное положение человека высвобождает в нем способность речи. Дальше переведу кусочек буквально. Он очень поэтично выражает, чем, собственно, должна быть художественная речь: «…жить в дыхании, дыхание образо­вывать (gestalten), ваять воздух резцом дыхания и чувство­вать дрожания и тонкие вибрации воздуха, высокие и низ­кие тона и тончайшие перезвоны Umlaut’oв… Такое худо-жеств творчество в сфере тончайшей субстанции -работа более благородная, чем выталкивание из себя чело­веческих аффектов в животных звуках…» Правда, здорово? Дальше: пока не отличат истинного вдохновения от пустого пафоса — дорога к спасению искусства через СЛОВО будет закрыта. Натурализм ведет сначала к животности, потом к граммофонности. Необходимо осознать законы, лежащие в основе речи, и, отдавшись им, воскресить через них художе­ство. В искусстве нужна правда, а не копия случайностей. Речь есть текущее движение, проникнутое внутренней музы­кой и чарами красочных картин и пластических форм. Если мы рассматриваем речь как средство понимания, как обо­лочку для интеллектуального содержания — мы убиваем ху­дожественное в языке. Не язык надо бы приспособлять к ин­теллекту, а интеллект про-осветить языком. И опять бук­вально переведу поэтическое место о языке: «…многокра­сочное, лучистое пылание… его ритмы, его мелодии, пласти­ка, его контуры, архитектоника его стремящихся сил, его звонкие или мягкие метрические шаги, его гордые каденции, линия, которая все это соединяет и высвобождает и в вихре пропускает одно через другое, пока наконец все это движе­ние не перейдет в дионисийский танец или, светясь и сияя, не перельется в аполлонический хоровод…» Предлагаемая книга хочет быть ключом к такого рода искусству речи. Го­ворится о необходимости подойти ко всему этому созна­тельно, не боясь, что сознание убьет творческое. Оно не убь­ет, но поднимет к «Я» и вырвет из уз маски «личности». На­до это увидеть, затем отделить от себя, поставить перед со­бой и познать. И когда мы все это познаем — оно снова при­дет к нам со стороны как свободное, само собой разумеюще­еся и объективное.

И вот, с течением времени произошло внутреннее расслоение первоначального Единства: мысль отошла к «Я», (см. схему на с. 199. — Примеч. ред.), язык остался в кружке AT, а чувство спустилось в кружок Э. Первоначальная поэзия была — единством. Теперь же, благодаря расслоению, возни­кло следующее: Чувство, спустившееся в Э, — есть место, от­куда рождается лирика. Эпика возникает непосредственно из кружка AT. То же, что человек в своей речи преимущест­венно во внешний мир направляет (через верхний кружок), -это Dramatik (драматургия. — Примеч. ред.). И когда худож­ник драмы на сцене говорит (если это не монолог), то он дей­ствительно стоит против кого-то. Он фактически общается с внешним миром. И это фактическое пред-стояние актера пе­ред внешним миром так же относится к его речи, как и то, что он при этом внутри себя переживает. Лирик, напротив, нико­му не противопоставлен. Он сам с собой. И лирик должен го­ворить так, чтобы его речь была чистым выражением челове­ческого внутреннего. Даже согласные при этом должны как бы переходить в гласные. (Каждая согласная имеет соответ­ствующую гласную, напр, L = I, R = А.) Надо научиться ощущать гласную каждой согласной. Эпический художник должен чувствовать: произнося гласную. — я сближаюсь с человеческим внутренним, произнося согласную. — я сближа­юсь с внешними вещами. Но в эпике идет речь только о мыс лимом внешнем. (Иначе будет не эпика, а Dramatik.) Эпос го­ворит о мыслимом объекте. Лирика: порыв внутреннего чув­ства. Если этот порыв так силен, что вырывается наружу als Ruf (как возглас. — Примеч. ред.), — возникает декламация Эпический художник чарами слова своего являет перед пуб­ликой свой мысленный объект. Он его о-существляет перед публикой, цитируя его, — возникает рецитация. Драматическая форма речи, когда перед говорящим живо стоит его те­лесный объект во внешнем мире, — рождает конверзацию (то есть разговор).

В схеме это будет так:

 

 

Искусство речи состоит, собственно, из этих трех форм. (Не надо забывать, что в действительности все три формы очень и очень сплетаются друг с другом, и в. драме можно найти лирику и эпос и т.д.)

Дальше идет объяснение некоторых букв: А = пол ное раскрытие Sprachorganismus’a (организма речи. —Примеч. ред.). Стремление выйти вовне. А = самая согласная из всех гласных. Полная противоположность букве А — есть Ü. При Ü весь Sprachorganismus закрыт. Ü — самая гласная из всех гласных. При А — человек засыпает, при Ü — наиболее бодрствует. При Ü сильно связывается. Между А и Ü -лежит 0; оно содержит в себе в гармоническом соединении процессы: себя-раскрытия (А) и себя-закрытия (Ü). При 0 -человек несколько больше aufwacht (пробуждается. —Примеч. ред.), чем в данную минуту. Ü — значит: хочу бодр­ствовать по отношению к чему-то, что против меня. Между А и ü располагаются все гласные. О лежит между ними не со­всем в середине, а так, как кварта лежит в октаве. О = состо­яние: между засыпанием и пробуждением. Отсюда древнее упражнение со слогом ОМ (aum). Если часто повторять этот слог, думали древние, то придешь в состояние между сном и бодрствованием. Следующий этап у древних был — произне­сение: A0ÜM. Здесь А и Ü стремятся друг к другу, и древний, говоря этот слог, мог путешествовать из состояния А в состо­яние Ü. (О — лежит, естественно, между ними.) Дальше идет описание 5 греческих гимнастических упр, и на этом первая глава книги кончается. Прежде чем конспекти­ровать 2-ю главу, я забегу вперед и выпишу тебе несколько практических упр, чтобы, если они тебе понра­вятся, ты мог бы их делать.

Упр I. Чтобы речь была пластична и му­зыкальна, нужно внести в речь — жест. Следы жестов еще ос­тались в речи как «голосование» (не знаю, как перевести слово: Stimmliche), но жест, как таковой, — исчез. Его надо восстановить. (5 греческих гимнаст упражне-ний>, включая в себя всякие жесты, дают одну часть упраж­нений для введения на сцене жеста, как помогающего слову явления. В сущности, нет никаких жестов больше, кроме тех, кот заключены в гимнаст греков. Есть их Abschattung. Это один полюс. Другой полюс: сама речь. Следоват: один полюс — жест, другой — речь. О втором полюсе сейчас и будет речь, но он, как увидишь, тоже связан с жестом.) Итак: Какой может быть речь? Что речь вообще может?

Речь может быть: 1) действенной. Но чтобы нау­читься этому первому нюансу речи, необходимо проштуди­ровать соответствующий жест. Жесты при этом штудирова­нии производятся молча. Если начать прямо со слова, то возникает произвол. Ибо жест, как таковой, пропал в слове, и его надо штудировать отдельно. Тогда будет оживать и слово, и жест. (Ныне же в этой области царит хаос.) Надо уяснить себе, что гений языка действует через б нюансов ре­чи (первый из нюансов указан, остальные ниже), и если мы будем изучать деятельность гения языка через жесты, то мы правильно придем к слову. Итак: действенной речи соответ­ствует указующий жест (deutend). Изучив этот жест, следует вернуть его слову. Для этого надо постичь способ говорения слова в предлагаемом, действенном нюансе речи. Способ этот: резкое, режущее (schneidend) словообразование. Вну­тренняя сила человека пронизывает при этом слово, напол­няет его металлом, сила, вырывающаяся в выдыхании. Итак, мы имеем первый нюанс речи в трех его моментах:
1 Действенно — указующий жест – резко
Второй нюанс речи указывает на внутренние про­цессы, протекающие в человеке. Речь этого нюанса: 2) За­думчиво (bedächtig). Жест, на котором следует изучать этот нюанс: как-нибудь руки на самом себе держать (у лба, у но­са, руки в бока и т.д.). Gebärde an sich halten (держаться за жесты. — Примеч. ред.). И наконец, то, что лежит в этого рода жестах, раскрывающих Bedächtigkeit (степенность, рассу­дительность. Автором писем понимается как задумчивость. Примеч. ред.), должно выразиться в слове, произнесенном ПОЛНО. Тут металла в голосе не должно быть. Тут нужно как можно полно выговаривать и гласные, и согласные. Итак:
2 Задумчиво   —     жест на себе —   полно
(Способность — жесты тихо держать     —   медленно
к решению     «stillhalten die Gebärde»   произносить)
То, что написано внизу мелко и в скобках, есть нюанс того, что дано как основное в bedachtig.

Третий нюанс речи называется: речью ощупывая. вперед продвигаться (vorwärtstasten der Sprache gegen Widerstände). Объяснение его таково: проникновение во внешний мир с вопросом или пожеланием, но без уверенно­сти в том, как будет обстоять дело в этом внешнем мире. Во внешнем мире могут быть и препятствия. Жест, этому соответствующий: делать руками круговые движения вперед (…nach vorwärts in rollender Bewegung sein). Словообразо­вание при этом должно быть дрожащим, вибрирующим. (Хо­рошо, если при этом во фразе много «г», это помогает дро­жанию.) Итак:
3 Речью ощупывая,   — круговое — дрожание
вперед про   —         движ
дв

 

Следующий нюанс: выражать антипатию. Жест: один из членов тела отбрасывать от себя. (Автор говорит, что плохо воспитанные люди делают этот жест ногой.) При произнесении твердо, жестко (hart).
4 Антипатия — жест от себя отбросить — твердо

Следующий нюанс очень прост — выписываю его прямо:
5 Симпатия — протянуть руку и дотронуться — нежно

до объекта или погладить его.

Нечто указующее может быть в таком жесте.

Следующий: человек выключает себя из окружения, уходит в себя. Жест: сначала крепко к себе прикладывает руку и затем отводит ее от себя в несколько косом направ­лении (не горизонтально). Слово произносится коротко

Итак, последний нюанс:

6 В себя уходить — жест от себя — коротко

Все описанное должно быть проработано до степе­ни интенсивного действования. Теперь перехожу к следую­щему практическ упр.

Упр И. Речь идет об умении человека при говорении правильным образом формировать (gestalten) свою художественную речь. Почти половина книги посвяще­на вопросу об этом Sprachgestaltung (речеобразовании. —Примеч. ред.), и из дальнейших глав выясняется, что без это го вообще ничего нельзя добиться в драматич иск. Итак: в человеке заложены определенные об разуюшие силы. Их надо путем целого ряда упр развить. Силы эти лежат глубоко в челов организ­ме. Для гласных они лежат в легких, но, главным образом, они находятся в соседних с горлом органах. Лежат они и вы­ше: в органах носа, в передней части рта и т.д. Упражнения построены на том, что мы исходим от живой речи к анатомии и физиологии ее, а не наоборот. Надо научиться относиться к живой речи как к чему-то самостоятельному, от человека отделимому, объективно рассматриваемому. Речь должна быть увидена как существо в человеке. И как внешнего че­ловека можно описать, следуя определенному порялку. напр: голова, шея, грудь, живот, ноги (а не ноги, го­лова, потом живот и пр.), так можно в определенном поряд-ке описать и живой организм речи. Вот как он описывается: ряд гласных дает картину самостоятельного существа, орга­низма речи. Гласные эти суть: а е i о ä ö ü u. Произнося их в этом порядке, мы поймем, переживем и почувствуем, что та­кое организм речи. Произнося эти гласные, надо вжиться в их правильное местонахождение в Sprachorganismus’e и в их правильное образование. А именно: при А весь организм речи раскрывается наружу. Из глубины идет А. При Е — про­странство, через котор проходит эта буква, — уже мень­ше. Но все еще она лежит очень глубоко в Sprachorg. При А и Е ничего не происходит в передней части Sprachorganismus’a. При I пространство суживается совсем, до узкой щели. При 0 мы ощущаем, что оно выходит настоль­ко вперед, что находится перед шелью. которая была обра­зована для I. И таким образом, вживаясь в тайну образова­ния этих гласных, мы доходим до U и Ü, которые образуют­ся уже совсем в передней части Sprachorganismus’a. Упраж­няясь в этом, мы достигаем отделения Sprachorganismus’a от самих себя (что окажется кардинально необходимым в даль­нейшем) и научаемся правильному и здоровому произноше­нию гласных. Голос при этих упражнениях также крепнет и здоровеет. Вслед за этими упр идет целый ряд подобных же, которые все в целом составляют одно. Их я со­общу тебе в след письме. А пока упомяну еще одно упр другого рода. Кстати, чтобы не забыть: автор как Motto (эпиграф. — Примеч. ред.) на своей книге ставит изречение: «Mensch, rede und du offenbarst durch dich das Weltenwerden» («Человек, говори, и через себя явишь сотво­рение мира». — Примеч. ред.).

 

Упр III. Наблюдение радуги. Это важно для создавания декораций и для развития в актере художе­ственной подвижности тела на сцене. Художественная под­вижность тела вообще мыслима только при соответствую­щих внутренних качествах души. И это дает радуга. Нужно отдаться ей и почувствовать, что фиолетовый край — молит­венно предан богам; переходим к синему — спокойное ду­шевное настроение. В зеленом чувствуем — наша душа изли­вается на все растущее, цветущее, расцветающее, мы при­шли от Göttern (божеств. — Примеч. ред.) (через фиолетовое и синее). И в зеленом нам открываются врата для возможно­сти изумления перед всеми вещами и существами, а также и симпатии, и антипатии к ним. Если вжился в зеленое радуги, будешь до известной степени понимать все существа мира. В желтом чувствуешь себя внутренне укрепленным, чувству­ешь право быть человеком in der Natur (на лоне природы. —Примеч. ред.). Оранжевое: чувство своего внутреннего теп­ла, а также достоинства и недостатки своего характера. В красном — восторг и радость, вдохновенная отдача и лю­бовь, любовь ко всем существам. Автор говорит тут, что лю­ди смотрят обычно на радугу как на внешнее и видят в ней не больше, чем если они хотели видеть человека и для этого рассматривали человеческую фигуру из папье-маше. Как благодаря греческ гимнастике постигает актер Землю: волей своей в ней и с ней оказывается, так постигает он через такое созерцание радуги Himmelswunder (небесное чу­до. — Примеч. ред.). И мир постигает в своем откровении с двух сторон. А откров мира должно быть театральн иск.

Вот пока все. Напишу дальше об этой книге в следу­ющем письме. Очень хочу тебя видеть. Скучаю по твоей мор­де и вижу тебя то в одном переулке Венеции, то в другом, то на мостике, то в моих объятиях. Целую, целую, целую.

Нинке поклонись4. Не забудь.

Твой Миздра.

Пиши мне в Roma Poste-restante. Хоть открытку по­шли по получении письма.

 

Примечания 1 письмо

2 «…я здесь наткнулся на одну книжечку…» — книгу Рудольфа Штейнера «Эвритмия — искусство видимой речи». Эту книгу составили лекции Р.Штейнера по искусству речеобразоваиия и рецитации (Sprachgestaltung).

Рудольф Штейнер (1861-1925) — выдающийся австрийский мыслитель, представитель христианского эзотеризма, основатель духов­ной науки антропософии и Антропософского общества (с 1923 г. — Все­мирного Антропософского общества со Свободной высшей школой Ду­ховной науки).

М.А.Чехов был последователем Р.Штейнера. «Он и В.Н.Татаринов (бывший ученик Чеховской студии, режиссер МХАТа 2-го) встрети­лись со Штейнером летом 1924 г. Эта встреча, по-видимому, произвела на Чехова сильнейшее впечатление». (Михаил Чехов. Литературное насле­дие. Воспоминания, письма. М., 1986. Т. 1. С. 35.)

А.Д.Громова рассказывала, что антропософия Штейнера была той религией, которую исповедовал М.А.Чехов. Незадолго до отъезда за границу, когда очень примитивно Чехову инкриминировалась его рели­гиозность, он в кругу друзей брал большую тарелку и, держа ее, словно нимб, над головой, с горькой усмешкой говорил: «Вот каким религиоз­ным меня представляют».

А.Д.Громова до последних дней (она умерла 14/V. 90) была по­следовательницей Р.Штейнера. О том, был ли В.А.Громов единомышлен­ником М.А.Чехова в этом плане, ни А.Д., ни В.А. мне никогда не говори­ли. Если это и было, то тщательно скрывалось по известным причинам.

‘ Мария — Мария фон Сивера-Штейнер — жена и ближайшая по­мощница Р.Штейнера.

Ни названия книги, ни фамилии автора ни в одном из писем не указывается.

* «Нинке поклонись. Не забудь…» — Нина Нейнкирхен — глухо­немая очень красивая женщина — первая любовь В.А.Громова. Далее: во II письме: «Письмо отдай Нинке». В V письме: «Очень горюю, что не пишу ничего Нинке». В VII письме: «Нинке кланяйтесь, целуйте».

 

Оставить комментарий

Письмо антропос Я.Карклиню

Опубликовано 10.08.2023 by admin

Оставить комментарий

Читать далее

Письмо восьмое

Опубликовано 10.08.2023 by admin

ПИСЬМО ВОСЬМОЕ 13/Х-1928 г. Моя ненаглядная, абсолютная Цезурочка и совершенно потрясающий и потрясенный Вовочка1. Почему я долго не писал вам? Потому, что получил от вас два письма порознь и хотел ответить, когда учую вас обоих — моих дорогих и ненаглядных. Спасибо Володичке за чудное письмо, очень я радовался ему. Спасибо Гундозе за письмо и вырезки….

Читать далее

Письмо седьмое

Опубликовано 10.08.202310.08.2023 by admin

ПИСЬМО СЕДЬМОЕ 28/VIII-1926 г.   Завтра мое рождение — 35 лет! О! У! Ы! Здравствуй, мое несравненное, единственное в своем роде произведение Природы! Ску-ску-ску-чаю по тебе, мое, мое, мое. Если бы ты женился, то я бы возненавидел твою жену. Ты — мое! Пишу мысли свои о школе. Пишу с тем, чтобы ты подумал по этому…

Читать далее

Письмо шестое

Опубликовано 10.08.2023 by admin

ПИСЬМО ШЕСТОЕ Лето 1926 г.   Как я счастлив был получить от тебя письмо. Конечно, до меня дошли и другие твои письма, но мне мало, и потому я воплю: «пишет, не пишет»!.. Отвечаю на вопросы. 1) Книгу, намеченную нами об искусстве, считаю важнейшим делом, но, разумеется, с многими добавлениями. 2) На «Дон Кихота» не надеюсь…

Читать далее

Письмо пятое

Опубликовано 10.08.2023 by admin

ПИСЬМО ПЯТОЕ Здравствуй дорогой, золотой. Я скучаю по тебе и жажду видеть, слышать, осязать и мять. Еще не получил от тебя ни одного письма. Наверное, в Ри­ме на Poste-restante уже есть от тебя весточка. Желаю со­общить тебе конспективно содержание 10 главы из книги о драматическом искусстве. Начинаю. Надо глубже проникнуть в понимание драматиче­ского искусства. В…

Читать далее

Письмо четвертое

Опубликовано 10.08.2023 by admin

ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ Дорогой и золотой мой Мицупочка! Не перестаю думать о тебе, скучаю и посылаю тебе свою любовь и объятия. Отдыхай, наслаждайся летом и природой. А я, чтобы развлечь тебя, сообщу конспективно содержание третьей главы из книги о драматич иск. Начинаю: современная проза не художественна. Она занята тем, чтобы мысли, которые уже отделились от языка…

Читать далее

Письмо третье

Опубликовано 10.08.2023 by admin

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ Здравствуй, дорогое мое! Как же ты живешь, черкни хоть словечко. Что касается меня, то я совершенно растерялся — на каком языке говорить? При моем знании языков легко растеряться. В трудных случаях делаю так: принимаю серьезный вид и невнятно произношу: «Si, la, u, ja…» и т.д. Ну, это неинтересно, а вот позволь тебе предложить…

Читать далее

Письмо второе

Опубликовано 10.08.2023 by admin

ПИСЬМО ВТОРОЕ 21/VII-1926 г. Это второе письмо отсюда. Здрассти, Неудавшийся Гений! Бороду себе отпускаю — она седая. Базба1 злится. Обчий вид -никчья. Желаете ли дальнейших конспективных сообщений из области драм искусства? Вот они: Глава I. Ритмика очень близка к современному драматич иск. В будущем ритмика и драмат иск сольются в одно. Те, кто так или…

Читать далее

Лекции о системе Чехова. Отличие от системы Станиславского

Опубликовано 10.08.202310.08.2023 by admin

Лекции о системе Михаила Чехова Отличие системы Михаила Чехова от системы К.С. Станиславского (из писем М.Чехова) В.А.Подгорному До 19 сентября 1928 г. Берлин …. Самое интересное событие последних дней моей жизни — это встреча моя с Константином Сергеевым. Я зашел к нему на 10 минут и просидел 5 часов. Когда я вошел, он сидел в…

Читать далее

Свежие записи

  • Идея для vip-подарка: книга в кожаном переплёте
  • Знаменитые балеты: Величие искусства на сцене
  • В какой одежде ходить в театр: Этикет и стиль
  • Популярные рок-оперы: Музыка, которая трогает душу и захватывает воображение
  • Популярные мюзиклы: Захватывающие искусство на сцене

Рубрики

  • Актерское мастерство
  • Письма
  • Статьи
  • Театр
© 2025 mihail-chehov.ru