Письма Громову
ПИСЬМО ПЕРВОЕ1:
15/VII-1926 г.
Мензура моя! Как Вы рады моему письму! А как мы рады Вашему! Я огорчился, когда узнал, что ты не приедешь в Москву до моего отъезда, но потом понял, что Военно-Грузинская дорога дает тебе чудесные впечатления. Рад за Вас и о, как жму, тку, сеу и рву!
Я здесь наткнулся на одну книжечку2, в которой автор излагает свои взгляды на театр и на образование правильной театральной художественной речи. Исследование, на мой взгляд, крайне интересное. Я решил сообщить тебе конспективно содержание этих театральных исследований. И вот начинаю.
Из предисловия. (Предисловие составлено не автором книги, а некой дамой, зовут ее Мария3, а дальше не помню, но это не важно.)
I В речи человек постигает свое происхождение. Буквы — созидательные силы, связывающ человека с его происхожд и указывающие ему путь к началу. Через них челoв, возвышаясь над животным, tastet zuriick (возвращается наощупь. — Примеч. ред.) к своему «Я». В речи индивидуальная сила «Я» может выразить себя звуково и через это себя самое познать (чего нельзя найти ни в животных звуках, ни даже в чудесном пении птиц).
Через речь Космос в точке человеч «Я» может познать самого себя и через это «Я» начать наново творить.
Вертикальное положение человека высвобождает в нем способность речи. Дальше переведу кусочек буквально. Он очень поэтично выражает, чем, собственно, должна быть художественная речь: «…жить в дыхании, дыхание образовывать (gestalten), ваять воздух резцом дыхания и чувствовать дрожания и тонкие вибрации воздуха, высокие и низкие тона и тончайшие перезвоны Umlaut’oв… Такое худо-жеств творчество в сфере тончайшей субстанции -работа более благородная, чем выталкивание из себя человеческих аффектов в животных звуках…» Правда, здорово? Дальше: пока не отличат истинного вдохновения от пустого пафоса — дорога к спасению искусства через СЛОВО будет закрыта. Натурализм ведет сначала к животности, потом к граммофонности. Необходимо осознать законы, лежащие в основе речи, и, отдавшись им, воскресить через них художество. В искусстве нужна правда, а не копия случайностей. Речь есть текущее движение, проникнутое внутренней музыкой и чарами красочных картин и пластических форм. Если мы рассматриваем речь как средство понимания, как оболочку для интеллектуального содержания — мы убиваем художественное в языке. Не язык надо бы приспособлять к интеллекту, а интеллект про-осветить языком. И опять буквально переведу поэтическое место о языке: «…многокрасочное, лучистое пылание… его ритмы, его мелодии, пластика, его контуры, архитектоника его стремящихся сил, его звонкие или мягкие метрические шаги, его гордые каденции, линия, которая все это соединяет и высвобождает и в вихре пропускает одно через другое, пока наконец все это движение не перейдет в дионисийский танец или, светясь и сияя, не перельется в аполлонический хоровод…» Предлагаемая книга хочет быть ключом к такого рода искусству речи. Говорится о необходимости подойти ко всему этому сознательно, не боясь, что сознание убьет творческое. Оно не убьет, но поднимет к «Я» и вырвет из уз маски «личности». Надо это увидеть, затем отделить от себя, поставить перед собой и познать. И когда мы все это познаем — оно снова придет к нам со стороны как свободное, само собой разумеющееся и объективное.
И вот, с течением времени произошло внутреннее расслоение первоначального Единства: мысль отошла к «Я», (см. схему на с. 199. — Примеч. ред.), язык остался в кружке AT, а чувство спустилось в кружок Э. Первоначальная поэзия была — единством. Теперь же, благодаря расслоению, возникло следующее: Чувство, спустившееся в Э, — есть место, откуда рождается лирика. Эпика возникает непосредственно из кружка AT. То же, что человек в своей речи преимущественно во внешний мир направляет (через верхний кружок), -это Dramatik (драматургия. — Примеч. ред.). И когда художник драмы на сцене говорит (если это не монолог), то он действительно стоит против кого-то. Он фактически общается с внешним миром. И это фактическое пред-стояние актера перед внешним миром так же относится к его речи, как и то, что он при этом внутри себя переживает. Лирик, напротив, никому не противопоставлен. Он сам с собой. И лирик должен говорить так, чтобы его речь была чистым выражением человеческого внутреннего. Даже согласные при этом должны как бы переходить в гласные. (Каждая согласная имеет соответствующую гласную, напр, L = I, R = А.) Надо научиться ощущать гласную каждой согласной. Эпический художник должен чувствовать: произнося гласную. — я сближаюсь с человеческим внутренним, произнося согласную. — я сближаюсь с внешними вещами. Но в эпике идет речь только о мыс лимом внешнем. (Иначе будет не эпика, а Dramatik.) Эпос говорит о мыслимом объекте. Лирика: порыв внутреннего чувства. Если этот порыв так силен, что вырывается наружу als Ruf (как возглас. — Примеч. ред.), — возникает декламация Эпический художник чарами слова своего являет перед публикой свой мысленный объект. Он его о-существляет перед публикой, цитируя его, — возникает рецитация. Драматическая форма речи, когда перед говорящим живо стоит его телесный объект во внешнем мире, — рождает конверзацию (то есть разговор).
В схеме это будет так:
Искусство речи состоит, собственно, из этих трех форм. (Не надо забывать, что в действительности все три формы очень и очень сплетаются друг с другом, и в. драме можно найти лирику и эпос и т.д.)
Дальше идет объяснение некоторых букв: А = пол ное раскрытие Sprachorganismus’a (организма речи. —Примеч. ред.). Стремление выйти вовне. А = самая согласная из всех гласных. Полная противоположность букве А — есть Ü. При Ü весь Sprachorganismus закрыт. Ü — самая гласная из всех гласных. При А — человек засыпает, при Ü — наиболее бодрствует. При Ü сильно связывается. Между А и Ü -лежит 0; оно содержит в себе в гармоническом соединении процессы: себя-раскрытия (А) и себя-закрытия (Ü). При 0 -человек несколько больше aufwacht (пробуждается. —Примеч. ред.), чем в данную минуту. Ü — значит: хочу бодрствовать по отношению к чему-то, что против меня. Между А и ü располагаются все гласные. О лежит между ними не совсем в середине, а так, как кварта лежит в октаве. О = состояние: между засыпанием и пробуждением. Отсюда древнее упражнение со слогом ОМ (aum). Если часто повторять этот слог, думали древние, то придешь в состояние между сном и бодрствованием. Следующий этап у древних был — произнесение: A0ÜM. Здесь А и Ü стремятся друг к другу, и древний, говоря этот слог, мог путешествовать из состояния А в состояние Ü. (О — лежит, естественно, между ними.) Дальше идет описание 5 греческих гимнастических упр, и на этом первая глава книги кончается. Прежде чем конспектировать 2-ю главу, я забегу вперед и выпишу тебе несколько практических упр, чтобы, если они тебе понравятся, ты мог бы их делать.
Упр I. Чтобы речь была пластична и музыкальна, нужно внести в речь — жест. Следы жестов еще остались в речи как «голосование» (не знаю, как перевести слово: Stimmliche), но жест, как таковой, — исчез. Его надо восстановить. (5 греческих гимнаст упражне-ний>, включая в себя всякие жесты, дают одну часть упражнений для введения на сцене жеста, как помогающего слову явления. В сущности, нет никаких жестов больше, кроме тех, кот заключены в гимнаст греков. Есть их Abschattung. Это один полюс. Другой полюс: сама речь. Следоват: один полюс — жест, другой — речь. О втором полюсе сейчас и будет речь, но он, как увидишь, тоже связан с жестом.) Итак: Какой может быть речь? Что речь вообще может?
Речь может быть: 1) действенной. Но чтобы научиться этому первому нюансу речи, необходимо проштудировать соответствующий жест. Жесты при этом штудировании производятся молча. Если начать прямо со слова, то возникает произвол. Ибо жест, как таковой, пропал в слове, и его надо штудировать отдельно. Тогда будет оживать и слово, и жест. (Ныне же в этой области царит хаос.) Надо уяснить себе, что гений языка действует через б нюансов речи (первый из нюансов указан, остальные ниже), и если мы будем изучать деятельность гения языка через жесты, то мы правильно придем к слову. Итак: действенной речи соответствует указующий жест (deutend). Изучив этот жест, следует вернуть его слову. Для этого надо постичь способ говорения слова в предлагаемом, действенном нюансе речи. Способ этот: резкое, режущее (schneidend) словообразование. Внутренняя сила человека пронизывает при этом слово, наполняет его металлом, сила, вырывающаяся в выдыхании. Итак, мы имеем первый нюанс речи в трех его моментах:
1 Действенно — указующий жест – резко
Второй нюанс речи указывает на внутренние процессы, протекающие в человеке. Речь этого нюанса: 2) Задумчиво (bedächtig). Жест, на котором следует изучать этот нюанс: как-нибудь руки на самом себе держать (у лба, у носа, руки в бока и т.д.). Gebärde an sich halten (держаться за жесты. — Примеч. ред.). И наконец, то, что лежит в этого рода жестах, раскрывающих Bedächtigkeit (степенность, рассудительность. Автором писем понимается как задумчивость. Примеч. ред.), должно выразиться в слове, произнесенном ПОЛНО. Тут металла в голосе не должно быть. Тут нужно как можно полно выговаривать и гласные, и согласные. Итак:
2 Задумчиво — жест на себе — полно
(Способность — жесты тихо держать — медленно
к решению «stillhalten die Gebärde» произносить)
То, что написано внизу мелко и в скобках, есть нюанс того, что дано как основное в bedachtig.
Третий нюанс речи называется: речью ощупывая. вперед продвигаться (vorwärtstasten der Sprache gegen Widerstände). Объяснение его таково: проникновение во внешний мир с вопросом или пожеланием, но без уверенности в том, как будет обстоять дело в этом внешнем мире. Во внешнем мире могут быть и препятствия. Жест, этому соответствующий: делать руками круговые движения вперед (…nach vorwärts in rollender Bewegung sein). Словообразование при этом должно быть дрожащим, вибрирующим. (Хорошо, если при этом во фразе много «г», это помогает дрожанию.) Итак:
3 Речью ощупывая, — круговое — дрожание
вперед про — движ
дв
Следующий нюанс: выражать антипатию. Жест: один из членов тела отбрасывать от себя. (Автор говорит, что плохо воспитанные люди делают этот жест ногой.) При произнесении твердо, жестко (hart).
4 Антипатия — жест от себя отбросить — твердо
Следующий нюанс очень прост — выписываю его прямо:
5 Симпатия — протянуть руку и дотронуться — нежно
до объекта или погладить его.
Нечто указующее может быть в таком жесте.
Следующий: человек выключает себя из окружения, уходит в себя. Жест: сначала крепко к себе прикладывает руку и затем отводит ее от себя в несколько косом направлении (не горизонтально). Слово произносится коротко
Итак, последний нюанс:
6 В себя уходить — жест от себя — коротко
Все описанное должно быть проработано до степени интенсивного действования. Теперь перехожу к следующему практическ упр.
Упр И. Речь идет об умении человека при говорении правильным образом формировать (gestalten) свою художественную речь. Почти половина книги посвящена вопросу об этом Sprachgestaltung (речеобразовании. —Примеч. ред.), и из дальнейших глав выясняется, что без это го вообще ничего нельзя добиться в драматич иск. Итак: в человеке заложены определенные об разуюшие силы. Их надо путем целого ряда упр развить. Силы эти лежат глубоко в челов организме. Для гласных они лежат в легких, но, главным образом, они находятся в соседних с горлом органах. Лежат они и выше: в органах носа, в передней части рта и т.д. Упражнения построены на том, что мы исходим от живой речи к анатомии и физиологии ее, а не наоборот. Надо научиться относиться к живой речи как к чему-то самостоятельному, от человека отделимому, объективно рассматриваемому. Речь должна быть увидена как существо в человеке. И как внешнего человека можно описать, следуя определенному порялку. напр: голова, шея, грудь, живот, ноги (а не ноги, голова, потом живот и пр.), так можно в определенном поряд-ке описать и живой организм речи. Вот как он описывается: ряд гласных дает картину самостоятельного существа, организма речи. Гласные эти суть: а е i о ä ö ü u. Произнося их в этом порядке, мы поймем, переживем и почувствуем, что такое организм речи. Произнося эти гласные, надо вжиться в их правильное местонахождение в Sprachorganismus’e и в их правильное образование. А именно: при А весь организм речи раскрывается наружу. Из глубины идет А. При Е — пространство, через котор проходит эта буква, — уже меньше. Но все еще она лежит очень глубоко в Sprachorg. При А и Е ничего не происходит в передней части Sprachorganismus’a. При I пространство суживается совсем, до узкой щели. При 0 мы ощущаем, что оно выходит настолько вперед, что находится перед шелью. которая была образована для I. И таким образом, вживаясь в тайну образования этих гласных, мы доходим до U и Ü, которые образуются уже совсем в передней части Sprachorganismus’a. Упражняясь в этом, мы достигаем отделения Sprachorganismus’a от самих себя (что окажется кардинально необходимым в дальнейшем) и научаемся правильному и здоровому произношению гласных. Голос при этих упражнениях также крепнет и здоровеет. Вслед за этими упр идет целый ряд подобных же, которые все в целом составляют одно. Их я сообщу тебе в след письме. А пока упомяну еще одно упр другого рода. Кстати, чтобы не забыть: автор как Motto (эпиграф. — Примеч. ред.) на своей книге ставит изречение: «Mensch, rede und du offenbarst durch dich das Weltenwerden» («Человек, говори, и через себя явишь сотворение мира». — Примеч. ред.).
Упр III. Наблюдение радуги. Это важно для создавания декораций и для развития в актере художественной подвижности тела на сцене. Художественная подвижность тела вообще мыслима только при соответствующих внутренних качествах души. И это дает радуга. Нужно отдаться ей и почувствовать, что фиолетовый край — молитвенно предан богам; переходим к синему — спокойное душевное настроение. В зеленом чувствуем — наша душа изливается на все растущее, цветущее, расцветающее, мы пришли от Göttern (божеств. — Примеч. ред.) (через фиолетовое и синее). И в зеленом нам открываются врата для возможности изумления перед всеми вещами и существами, а также и симпатии, и антипатии к ним. Если вжился в зеленое радуги, будешь до известной степени понимать все существа мира. В желтом чувствуешь себя внутренне укрепленным, чувствуешь право быть человеком in der Natur (на лоне природы. —Примеч. ред.). Оранжевое: чувство своего внутреннего тепла, а также достоинства и недостатки своего характера. В красном — восторг и радость, вдохновенная отдача и любовь, любовь ко всем существам. Автор говорит тут, что люди смотрят обычно на радугу как на внешнее и видят в ней не больше, чем если они хотели видеть человека и для этого рассматривали человеческую фигуру из папье-маше. Как благодаря греческ гимнастике постигает актер Землю: волей своей в ней и с ней оказывается, так постигает он через такое созерцание радуги Himmelswunder (небесное чудо. — Примеч. ред.). И мир постигает в своем откровении с двух сторон. А откров мира должно быть театральн иск.
Вот пока все. Напишу дальше об этой книге в следующем письме. Очень хочу тебя видеть. Скучаю по твоей морде и вижу тебя то в одном переулке Венеции, то в другом, то на мостике, то в моих объятиях. Целую, целую, целую.
Нинке поклонись4. Не забудь.
Твой Миздра.
Пиши мне в Roma Poste-restante. Хоть открытку пошли по получении письма.
Примечания 1 письмо
2 «…я здесь наткнулся на одну книжечку…» — книгу Рудольфа Штейнера «Эвритмия — искусство видимой речи». Эту книгу составили лекции Р.Штейнера по искусству речеобразоваиия и рецитации (Sprachgestaltung).
Рудольф Штейнер (1861-1925) — выдающийся австрийский мыслитель, представитель христианского эзотеризма, основатель духовной науки антропософии и Антропософского общества (с 1923 г. — Всемирного Антропософского общества со Свободной высшей школой Духовной науки).
М.А.Чехов был последователем Р.Штейнера. «Он и В.Н.Татаринов (бывший ученик Чеховской студии, режиссер МХАТа 2-го) встретились со Штейнером летом 1924 г. Эта встреча, по-видимому, произвела на Чехова сильнейшее впечатление». (Михаил Чехов. Литературное наследие. Воспоминания, письма. М., 1986. Т. 1. С. 35.)
А.Д.Громова рассказывала, что антропософия Штейнера была той религией, которую исповедовал М.А.Чехов. Незадолго до отъезда за границу, когда очень примитивно Чехову инкриминировалась его религиозность, он в кругу друзей брал большую тарелку и, держа ее, словно нимб, над головой, с горькой усмешкой говорил: «Вот каким религиозным меня представляют».
А.Д.Громова до последних дней (она умерла 14/V. 90) была последовательницей Р.Штейнера. О том, был ли В.А.Громов единомышленником М.А.Чехова в этом плане, ни А.Д., ни В.А. мне никогда не говорили. Если это и было, то тщательно скрывалось по известным причинам.
‘ Мария — Мария фон Сивера-Штейнер — жена и ближайшая помощница Р.Штейнера.
Ни названия книги, ни фамилии автора ни в одном из писем не указывается.
* «Нинке поклонись. Не забудь…» — Нина Нейнкирхен — глухонемая очень красивая женщина — первая любовь В.А.Громова. Далее: во II письме: «Письмо отдай Нинке». В V письме: «Очень горюю, что не пишу ничего Нинке». В VII письме: «Нинке кланяйтесь, целуйте».