ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО АРТИСТА посвящается…

К 50 -летней годовщине со дня
смерти
Михаила Александровича Чехова
Сборник статей
под редакцией Ю. Н.
Соловьевой
М. А. Чехов. С фотографии 1923 г.
Памяти великого артиста посвящается…
Сборник статей под ред. Ю. Н. Соловьевой. –
М., 2005
В 2005 г. Мир вспоминает великого артиста
Михаила
Александровича
скончавшегося 50 лет назад в далеком Лос-
Анджелесе. Величие игры его остается
неразгаданным, но попытка его самого
объяснить свой собственный феномен
предложить методику развития глубинных
творческих основ человека находит все больше
последователей.

Предисловие

 

В этом году исполнилось 50 лет со дня смерти Михаила Александровича Чехова (29.08.1891, Петербург – 30.09.1955, Beverly Hills, California, USA). Мировая общественность отмечает его память:

– Май 2005 г. в Дюссельдорфском музее кино (Германия) была открыта выставка (куратор Renata Helker), посвященная семье Чеховых и ее вкладе в мировую культуру.

– В Театральном музее в Мюнхене работает выставка «Дороги в модерн». Показана история художественного Клана Чеховых (Антон Павлович, Ольга Леонардовна, Ольга Константиновна, Михаил Александрович, Ада и Вера). Представлены несколько пастельных работ Михаила Чехова, который пользовался также вниманием как художник.

– Симпозиум 11–13 ноября в Дартингтоне (Англия) по теме «Михаил Чехов и театр XXI века».

– 2005 г. (май – декабрь). В Доме-музее Антона Чехова в Ялте (Украина) открылась экспозиция, рассказывающая о племяннике писателя, актере Михаиле Чехове. Как сообщила заведующая отделом экспозиций и выставок музея Алла Ханило, выставка приурочена к 50-летию со дня смерти Михаила Чехова и посвящена его памяти. Представлены фотографии актера, его труды и книги о нем.

–  26 .09.2005 г. В Москве в Доме ветеранов сцены состоялся моноспектакль «Вы племянник, Михаил Чехов?» Исполнитель Засл. артист России Владимир Козлов.

– 5 сентября по московскому телевидению (канал Культура) утром в 10-55 был показан фильм «Человек из ресторана» с участием М. А. Чехова.

– 7 декабря 2005 г. по каналу Культура был показан телефильм «Голливудская улыбка Михаила Чехова».

– Православный театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова в Екатеринбурге недавно приступил к реализации своей программы – ежемесячным художественно-просветительским чтениям по жития Святых. (режиссер Н. Т. Мильченко).

– На выставке в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, устроенной в декабре 2005 г. по теме «Скрипка Энгра». Второе призвание. XX век»                             представлены работы М. А. Чехова.

– 16 ноября в помещении театра «Русский дом» московским театром-студией имени Михаила Чехова была сыграна пьеса А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда». Молодые артисты вложили в свою игру всю душу, и зрители ощутили «атмосферу», наполненную характерными жестами, интонациями, воображением времени драматурга. После спектакля на импровизированном почитании выступила редактор этой книги Ю. Н. Соловьева: «Со времени смерти Михаила Александровича Чехова прошло 50 лет. Но ныне вновь восходит его звезда. Многочисленные театральные труппы во всем мире называют себя его последователями. В чем же секрет столь завидного долголетия системы? А в том, что специальными упражнениями физического и психологического свойства Чехов предложил развитие глубинных способностей человека, и не только актера, а всех совершенствующих свой профессионализм. В наше трудное время, когда цивилизации в очередной раз угрожает опасность, только творчество может спасти Мир и Прогресс. Предстоит суровая борьба между Добром и Злом и  Добро приумножится за счет развития личности в том числе по методике М. Чехова. Есть также надежда, что откроются сокровенные силы для избранного Гения, который удержит Мир от падения. Мы помним и благодарим нашего соотечественника Великого артиста Михаила Александровича Чехова».

Тема о Михаиле Чехова неисчерпаема, и мы рискуем ее затронуть. Тем более в советское время библиографическая литература односторонне представляла его страдающим эмигрантом, загубившим свою жизнь вне родины. Михаил Чехов как выдающийся актер состоялся на родине. Станиславский называл его гением, да и известна его фраза: «Мы счастливы принять в МХАТ племянника великого Антона Павловича Чехова», так что судьба благоволила к нему, и он оправдал сторицей ее надежды. И все же в 1928 г. он был вынужден оставить родной МХАТ-2 и уехать из России. С 1939 г. он жил в США,  много работал в Голливуде, где преподавал до самой своей смерти.

 

Фирсанов и Зита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судьбы Чеховых

 

Каждый человек несет в себе отдаленные черты предков, результаты воспитания и, конечно, подвержен влиянию окружающих условий. Михаил Александрович происходил из известной династии Чеховых. Его отец был родным братом писателя Антона Павловича Чехова, семья которого подвергалась тщательным исследованиям 1.

Многие биографы пишут, что прадед артиста Егор Михайлович Чехов был крепостным А. Д. Черткова и жил в его имении Воронежской губернии. По семейным преданиям, до крепостного состояния далекие предки Чеховых приехали в Россию, спасаясь от гонений во времена Гуситских войн – отсюда и прозвище Чех. Е. М. Чехов откупился вместе с семьей от крепостной зависимости и вскоре стал управляющим имения Княжево в Воронежской губернии у графа Платова (1852 г.), позже был управляющим на казенном конном заводе в Хренове Воронежской губернии (1892 г., при директоре Иловайском).

Его сын Павел Егорович Чехов начал самостоятельную жизнь, переехав в 1844 г. из села Ольховатка в Таганрог, служил приказчиком в торговом деле по конторской части у купца И. Е. Кобылина. Он был женат на Евгении Яковлевне, урожденной Морозовой, происходившей из семьи купцов-суконщиков из гор. Моршанска. Семья у П. Е. Чехова была большая и часто испытывала материальные затруднения. Но все дети отличались талантами и были дружны между собой.

Приведем часть родословной семьи Чеховых.

  1. Михаил Евстафьевич Чехов (ум. 1849, 87 лет). Его дети: Егор, Иван, Артемий, Семен.
  2. Герасим Никитич Морозов (1764–-1825), приписан из крестьян к купечеству в 1817 г.

3/1. Егор Михайлович Чехов (ум. 12.03.1879).

Жена – Ефросинья Емельяновна (ум. 3.02.1878). Дети: Павел, Митрофан, Михаил, Петр, Елизавета, Александра.

4/2. Яков Герасимович Морозов (до 1802–1847). Купец из гор. Моршанска.

Жена – Александра Ивановна урожденная Кохманова (1804–1868). Дети: Иван, Феодосия, Евгения.

5/3. Павел Егорович Чехов (1825, с. Ольховатка Воронежской губ. – 1898, с. Мелихово). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Дети: Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил, Мария, Евгения (ум. младенцем).

5а/4. Жена – (с 29.10.1854 г.) Евгения Яковлевна урожденная Морозова (24.12.1835, Моршанск – янв. 1919, Ялта).

6/3. Митрофан Егорович Чехов (1836–1894).

Жена – Людмила Павловна урожденная Маркевич-Евтушевская (1841–1917). Дети:

7/3. Михаил Егорович Чехов.

8/3 . Александра Егоровна урожденная Чехова (1827–1908).

Муж – Василий Григорьевич Кожевников, жили на его родине в с. Твердохлебово Богучаровского уезда Воронежской губ. Дети: Василий, Вера, Мария, Анна, Анастасия, Наталья, Ольга, Григорий, Михаил.

9/4. Иван Яковлевич Морозов (1821–1866).

Жена – Марфа Ивановна урожденная Лобода.

10/4. Федосья Яковлевна урожденная Морозова (1829–1891).

Муж – Алексей Долженко. Сын – Алексей.

11/5. Александр Павлович Чехов (10.08.1855 – 17.05.1913, похоронен на Волковом кладб. в СПб.).

1-я жена (гражд.) – Анна Ивановна урожденная Александрова, по мужу Хрущова-Сокольникова (1847-28.05.1888, похоронена на Волковом кладб. в СПб.). От брака с Ал. П. Чеховым дети: Мария (1882, ум. младенцем), Николай и Антон.

2-я жена – Наталья Александровна урожденная Гольден (1855–1918).

12/5. Николай Павлович Чехов (9.05.1858, Таганрог – 1889, похоронен на Лучанском кладбище в Сумах). Художник. Окончил МУЖВЗ. Его картины: Гуляние 1 мая в Сокольниках; Въезд Мессалины в Рим; он рисовал женскую фигуру на картине И. И. Левитана «Майская аллея в Сокольниках» и проч. Николай играл на рояле и скрипке.

Жена (гражд.) – Анна Александровна Ипатьева урожденная Гольден.

13/5. Антон Павлович Чехов (17.01.1860, Таганрог – 2.07.1904, Баденвейлер. Похоронен на Новодевичьем кладб.).

Жена – (венчание 25.05.1901) Ольга Леонардовна Книппер (1868–1959, похоронена на Новодевичьем кладб.).

14/5. Иван Павлович Чехов (18.04.1861, Таганрог – 1922, похоронен на Новодевичьем кладб.). Преподаватель в 1-м Мещанском училище на Калужской ул. В 1915 г. был учителем 6-го Миусского училища и жил по адресу 4-й Миусский пр., д. 5, член Общества попечителей о детских народных учителях. Имел звание потомственного почетного гражданина за труды по народному образованию.

Жена – Софья Владимировна урожденная Андреева (1872–1949, похоронена на Новодевичьем кладб.). В 1915 г. была учительницей 6-го Миусского училища. На фамильной стеле Чеховых на Новодевичьем кладб. выбито также имя Зинаиды Владимировны (без фамилии).

15/5. Михаил Павлович Чехов (6.10.1868 – 1936, похоронен в Ялте). Юрист, писатель.

Жена – Ольга Германовна урожденная Владыкина (1871–1950, похоронена на Новодевичьем кладб.).

16/5. Мария Павловна Чехова (31.07.1863 – 15.01.1957, похоронена в Ялте).

17/6. Михаил Митрофанович Чехов (ум. до 1915). Личный почетный гражданин. Дети: Сергей (1893–1950), Владимир, Олимпиада. Сын Сергея – Олег (1922–2003).

Жена – Анна Ивановна Чехова (1871–1944, похоронена на Введенском кладб. в Москве).

18/6. Владимир Митрофанович Чехов.

19/6. Георгий Митрофанович Чехов (1870–1943). Служил в Ялтинском пароходстве.

20/6. Елена Митрофановна урожденная Чехова (1880–1922).

Муж – Петр Васильевич Петров, приказчик в магазине Мюр и Мерилиз. Сын Михаил.

21/6. Александра Митрофановна Чехова (1877–1954).

22/10. Алексей Алексеевич Долженко (1865–1942).

23/11а. Николай Александрович Чехов (род. 1884).

24/11а. Антон Александрович Чехов (род. 1886).

25/11б. Михаил Александрович Чехов (1891, СПб. – 1955, США).

1-я жена (развод) – Ольга Константиновна урожденная Книппер (26.04.1897, Тифлис – 9.03.1980, Мюнхен).

2-я жена – Ксения Карловна Зиллер (1897–1970).

26/14. Владимир Иванович Чехов (11.08.1894– дек. 1917, похоронен на Новодевичьем кладб.).

27/15. Сергей Михайлович Чехов (1901–1973, похоронен на Новодевичьем кладб.). Юрист, писатель, художник.

Жена – Валентина Яковлевна урожденная Овчинникова (1899–1992, похоронена в Мелихове).

28/15. Евгения Михайловна Чехова (6.02.1898–1984). Певица, иллюстратор, педагог Консерватории. Поставила фамильную стелу Чеховых на Новодевичьем кладб.

Муж – Казимир Антонович Орлик-Ситницкий (1888–1953, похоронен на Новодевичьем кладб.). Камерный певец (тенор).

30/25а. Ольга Михайловна Чехова (авг. 1916–1966, похоронена в Бремене). Актриса (сценическое имя Ада Чехова)  2. Дети: Вера (род. 1940), Михаил (1951–2003, Ницца).

1-й муж – Wilgelm Rust (1909–2000). Врач.

2-й муж – Соnny Rux.

31/27. Сергей Сергеевич Чехов (15.05.1937–11.03.1975, похоронен в Мелихове). Художник-архитектор, отделывал пансионат «Клязьма».

Жена – Евгения Филипповна. Сын Иван.

32/30. Vera Tschechowa (b. 1940, Berlin).

1-й муж (гражд.) – Hartmout Reck, актер.

2-й муж (с 1967 г.) – Vadim Glovna (b. 1949). Schauspleler Regisser.

3-й муж  –  Peter Pascke (b. 1949). Intermehmens.

33/30. Michael Rux, Michael Tschechow (1951, Berchtesgaden – 2003, Nizza). Kunstleragent.

34/32а. Nicolaus Rust (b. 1961). Musiker.

В материалах о Чеховых упоминается еще бывший с ними в родстве Udo Landhoff .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С фотографии начала 1890-х гг.: в верхнем ряду и ниже

Павел Егорович и Евгения Яковлевна Чеховы

 

Из известных неординарные судьбы в семье Чеховых начались, пожалуй, с Александра Павловича. Старший из братьев, Александр, был первым, кто связал свою судьбу с писательской деятельностью. Имел чин коллежского советника, публиковался под псевдонимами: А. Седой, Алоэ, Агафопод, Агафопод Единицын и был известен как автор рассказов, очерков и романов. Был редактором журнала «Слепец». В 1901 г. по справочнику «Весь Петербург» 3  записан литератор Александр Павлович Чехов, член многих организаций (касса взаимопомощи литераторов, Литературный фонд, фотографический отдел Технического общества, Императорское Человеколюбивое общество, редакция «Вестника» Общества покровительства животным, Российское пожарное общество, общество «Голубой крест» для устройства и лечения алкоголиков, Общество охраны народного здоровья).

Ал. П. Чехов был интереснейший и высокообразованный человек, изумительный лингвист и своеобразный философ, добрый, нежный, сострадательный. Его сын Михаил Александрович писал: «Я уважал его и даже благоговел перед ним. Эрудиция его была поистине удивительной: он великолепно ориентировался не только в вопросах философии, но и в медицине, естествознании, физике и химии, математике, владел несколькими иностранными языками, и в 50 лет выучил еще и финский язык».

В ЦИАМ (фонд 372, оп. 289, дело 405) сохраняется личное дело студента Императорского Московского Университета Александра Павловича Чехова. Из документов представляют интерес:

– Метрическое свидетельство о рождении 10.08.1855 г. в слободе Крепкая и крещении в Покровской церкви сына купца Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны – Александра.

– Аттестат об окончании Таганрогской гимназии и награждении его за успехи в учебе и примерное поведение серебряной медалью.

– Прошение Ал. П. Чехова сына таганрогского мещанина, о приеме на отделение чистой математики

– Прошение 1877 г. о переводе на естественное отделение физико-математического факультета ИМУ (занимался по спeциальности химия).

– Аттестат о присвоении Александру Павловичу Чехову звания действительного студента ИМУ по окончании курса естественного отделения физико-математического факультета и причислении его к чиновникам XII класса. Копия аттестата переслана в Таганрогскую Таможню.

С братьями Александра Павловича связывала тесная дружба и духовное единение. Антона Павловича он как старший поддерживал, помогал подбирать сюжеты для рассказов, высоко ценил его художественный стиль, давал советы. Также трогательно он опекал художника Николая Павловича. Надо сказать, что в письмах братьев Чеховых содержится настолько много несерьезного, этакого юмора по поводу самых обыденных вещей, так что воспринимать их правдивость следует с осторожностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слева – Александр и Николай Чеховы

Справа – Наталья Александровна с пасынками Николаем и

Антоном 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слева – «бабулька» бабушка М. Чехова по матери.

Справа – Наталья Александровна с маленьким Мишей

 

Личная судьба Ал. П. Чехова сложилась непросто. Когда он  работал в «Московском обозрении» под началом редактора Гавриила Александровича Хрущова-Сокольникова, он влюбился в жену  патрона Анну Ивановну. Представим немного сведений о Гаврииле Александровиче Хрущове-Сокольникове, с которым так нелепо свела судьба Ал. П. Чехова. Г. А. Хрущов-Сокольников (1845–8.04.1890, Перре, близ Парижа, похоронен на Волковом кладбище в СПб.) по линии своей матери Елены Ивановны происходил из старинного рода Хрущовых, которые были царскими стольниками (XVII в.) и затем известными военными и морскими деятелями. В 1870 г. Гаврила Александрович стал наследником всех своих родных: получил майорат в Польше, тульские имения и фамилию Хрущов-Сокольников (Сокольников – от отца, Александра Гаврииловича).

Г. А. Хрущов-Сокольников служил в Дворянском депутатском собрании Тульской губернии, был Епифановским уездным предводителем дворянства. Был он также известен как: писатель, поэт, переводчик, редактор, издатель журнала «Московское обозрение». Его жена Анна Ивановна урожденная Александрова, от брака с ней у него были –  дочь Надежда и сын Александр (1871– 1929), который служил по военной части, моряками стали и его потомки.

В картотеке РГБ (Москва) числятся следующие книги писателя Г. А. Хрущова-Сокольникова (псевдонимы Г. Клечанов, Н. Лорер, Гавриил Московский):  Не покорилась (комедия, 1875);  Позолота (драма, 1875);  Хищные птицы (комедия, 1876);  Присвоители (драма, 1880);  Драма в Боманде (или Великосветская Нана, 1882);  Петербургский крокодил (1886);  Чудо-богатырь (А. В. Суворов, исторический роман, 1886);  Москва без маски (1887);  Провинция (роман, 1888);  Последнее средство (драма, 1889);  Грюнвальдский бой (или Славяне и немцы, 1890);  Рубцов возвратился (роман, 1909);  Последняя страница (рассказ, 1909);  Пугачев (исторический роман, 1911); Джэк-таинственный убийца (1912); Робинзоны (фантастический роман, 1915).

Так вот именно с женой Г. А. Хрущова-Сокольникова и жил в гражданском браке Александр Павлович Чехов. От этого брака у него было трое детей: Мария (умерла младенцем), Антон (крестник А. П. Чехова) и Николай (крестник Н. П. Чехова).

В 1888 г. Анна Ивановна скончалась. Похоронив жену и сдав пятилетнего Колю и трехлетнего Тошу на руки тетке Федосье Яковлевне Долженко, Александр Павлович побывал в Сумах, пытался  ухаживать за Еленой Михайловной Литваревой и даже просил брата Антона быть своего рода посредником. Он писал: «Если не для себя, то для детей мне необходимо жениться»… «Мне хочется семьи, музыки, ласки, доброго слова». Антон Павлович отвечал: «Ты отлично знаешь, что твоя вторая жена будет матерью только своих детей; для цуциков она будет суррогатом матери, то есть мачехой, а требовать от мачехи нежного внимания и любви к чужим детям, – значит ставить ее в невыносимое, неловкое фальшивое положение».

 

 

Сестры Гольден и

Михаил Чехов

 

 

 

 

 

 

 

 

Так и случилось в отношении другой женщины – Натальи Александровны Гольден, которую Александр знал прежде, во времена студенческой молодости. Она – сестра Анны Ипатьевой, которая, побывав недолго замужем за репортером Ипатьевым, в 1882 г. становится гражданской женой Николая Чехова. Гольден жили в Москве в доме Богомолова на Каланчевской улице. Известна картина Н. Чехова «Бабулька» – так называли мать сестер Гольден. Как-то Ант. П. Чехов писал издателю «Осколков» Н. А. Лейкину о Нат. А. Гольден, когда ее послали в Петербург с рисунками Ник. Чехова: «Теперь о бывшей у Вас Н. А. Гольден. Это мой хороший приятель. Бабенка умная, честная и во всех смыслах порядочная. Имеет честь быть свояченицей писателя-изобретателя Пушкарева. Несколько дика, чем объясняется, что она не сняла пальто. Пушкарева ругать при ней можно».

Упомянутый Николай Лукич Пушкарев был женат на Анастасии Александровне Гольден (третья из сестер Гольден). Он был издателем журналов «Мирской толк», «Свет и тени», в которых печатались братья Чеховы. Пушкарев также был изобретателем и вообще центром московского веселья. Антон Чехов сообщает брату Александру в Петербург: «Живется сносно. Получаю 8 копеек со строки. Недавно в «Московском листке» описан бал у Пушкаревых. Под литерами Ч-ва подразумевать Марию Павловну. Она уже возросла и играет роль. Ей целуют руку Пальмины, Кругловы, Немирович-Данченко, все те, коим молятся в Таганроге. Она умнеет с каждым днем».

Из  письма Александра брату Антону можно представить простоту нравов, царивших в журналисткой среде: «В один прекрасный день Курепин печатает в фельетоне субботнем, что умирает от чахотки литератор П-а (Путята), но адреса не сообщает. За адресом ко мне в редакцию как к секретарю оной является Нат. Алекс. Гольден. Разговорились. Я пригласил ее побывать у меня, посмотреть моих ребят. Она согласилась, побывала и в результате нескольких вечеров, проведенных вместе «вдовцом и девой» получилось то, что мы живем теперь вместе. Она живет в одной комнате, я – в другой. Живем, ругаемся с утра до ночи, но отношения наши – чисто супружеские. Она мне – как есть по Сеньке шапка. Если родители, старость коих я намерен почтить примерным поведением, не усмотрят в сем «сближении» кровосмешения, скотания и макаки, то я не имею ничего и против церковного брака. Не знаю ни я, ни Нат. Алекс., каковы теперь отношения между Косым (Ред. – Николаем Павловичем Чеховым) и Анной Александровной». В июле 1889 г. состоялось венчание Александра Чехова и Натальи Гольден в церкви Св. Иоанна Предтечи на окраине Сум.

16(29).08.1891 г. у них родился сын Михаил. Чеховы жили в собственном доме в дачной петербургской местности Удельной (Костомаровском пер., № 9)  3.

Рассказ-воспоминание подростка Михаила Чехова:

Когда отец мой в первый раз привез меня в Ялту и вошел со мной в кабинет Антона Павловича, дядя оторопел:

– Это кто же, – спросил он, протягивая мне руку – Антон? (Другой сын моего отца, крестник дяди Антона).  – Нет, это Мишка. Антону Павловичу подали пакет с книгами, только что принесенными с почты. Это было роскошное издание «Каштанки».

– Читал ты «Каштанку»?

– Нет, – ответил я.

– Ну, так вот тебе, – он подал мне книгу, – пойди и прочти.

– А «Белолобого» читал?

– Нет.

– Тоже прочти. Дай-ка мне книжку, я тебе надпишу.

На другой день забрался я в спальню Антона Павловича, когда его не было дома. Над его кроватью висела большая картина, написанная масляными красками братом его, художником Николаем. Картина изображала бедную швею с измученным, усталым лицом, опустившую руки на колени. То, что она шила, упало на пол. На столе горела маленькая тусклая керосиновая лампа. Худая рубашонка сползла с плеча швеи. В грустном, почти плачущем лице я узнал мою мать. Я вышел из спальни, и на меня нашла задумчивость. Когда я подрос, мне рассказали, что Антон Павлович и моя мать любили друг друга. Почему они не женились, осталось для меня неизвестным.

Из ернического письма Александра Антону: «И я и жена, в качестве нежных родителей, благодарим тебя за «масть» (мазь) для нашего законного чада. Действует. И щеки и плешь очищаются. Признаем торжественно, что ты – великий медик. Жена жалеет, что вышла за меня, а не за тебя. Ты у нас – незыблемый авторитет, а я – нуль и ничтожество. Если ты в свою очередь тоже жалеешь, что не женился на моем золоте, то для Вашего обоюдного удовольствия я могу уйти на время в монастырь. Только не советую делать этого опыта; в этом золоте лигатуры больше, чем следует. Все-таки рискни попробовать: поколение будет законным».

К сожалению, неизвестна судьба детей Ал. П. Чехова от первого брака. В переписке братьев Александра и Антона Чеховых упоминается, что Николай 4 года плавал матросом на Дунае, потом отправился во 2-е кругосветное путешествие на пароходе «Корея». Про Антона отец писал, что «новгородский мещанин» служил одно время наборщиком в типографии А. С. Суворина.

В РГБ (Москва) сохранилось несколько небольших, дешевого издания книг Александра Павловича Чехова: Алкоголизм и возможная с ним борьба. СПб., 1897;  В гостях у дедушки и бабушки. Б-ка «Всходов». 1912, № 9;  В погоне за теплом и светом. Б-ка «Всходов». 1913, № 5;  Исторический очерк пожарного дела в России. СПб., 1892;   Княжеские бриллианты и другие рассказы. 1904;  Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова. М., 1939 (единственная книга, изданная в советское время);  Платон Андреевич. Шутка. М., 1898;  Призрение душевной. 1897;  Птицы бездомные и другие рассказы. 1895;   Святочные рассказы. 1895;  Фокусник. 1914. В биографических сочинениях о Чеховых упоминаются также романы Ал. П. Чехова: Наполеон в Москве;  За правого – Бог;  На высотах Кавказа;  Страшная ночь или Черная звезда. Так что Александр Чехов был, оказывается, неплохим  писателем, хотя нам это представить трудно, потому что мы воспитывались в такое время, когда издавался только Антон Чехов.

У Михаила Чехова рано проявился артистический талант, и после окончания театральной школы он поступил в Суворинский театр Литературно-Художественного Общества, где его первая роль была – царь Федор Иоаннович в одноименной драме. 26.04.1912 г. М. А. Чехов встретился с К. С. Станиславским и прошел у него своего рода экзамен, после которого был зачислен в МХТ. Играл также во вновь открытой 1-й студии МХТ у Л. Сулержицкого. В 1913 г. сыграл роль царя Михаила Федоровича в юбилейной кинокартине «300-летие Романовых».

В 1914 г. тайно обвенчался с Ольгой Константиновной Книппер, в августе 1916 г. родилась их дочь Ольга. В Москве они жили по адресу Пречистенский бул., дом 23. Но Михаил Александрович заболел нервным расстройством, увлекся антропософией. Супруги разошлись, чему возможно способствовала безалаберная жизнь в семье, где верховодила мать: вечно неубранная, накуренная комната, ночные бдения.

 

 

 

 

Дом К. Зиллера на

Вознесенской улице

(ныне ул. Радио, д.12)

 

 

 

Вскоре 3.06.1918 г. он венчался в евангелическо-лютеранской церкви Св. Михаила с Ксенией Карловной Зиллер, происходившей из семьи московских немцев. В 1917 г. в книге «Вся Москва» был записан Карл Генрихович Зиллер, инженер-химик, директор АО Нефтеперегонных заводов «Карл Зиллер» (масло минеральное). Проживает с семьей в своем доме (по адресу – Вознесенская улица, дом 12). Жена – Ольга Эмилевна, дети – Георг, Ксения, Елена, Августа. Именно Ксения Карловна сумела удержать Мишу от окончательного падения, она буквально следила за каждым его шагом, отбирала алкоголь, и потом всю свою жизнь посвятила заботам о нем и его быте. В январе 1918 г. М. А. Чехов открыл частную студию в Газетном переулке. В 1923 г. он возглавил 1-ю студию МХТ, которая уже существовала 10 лет, а в августе 1924 г. на ее основе был организован  МХАТ-2, разместившийся  на Театральной площади в здании бывшего Нового театра. Кроме директора М. А. Чехова, в правление МХАТ-2 входили: И. Н. Берсенев (администратор), Б. М. Сушкевич (зав. художественно-постановочной частью), В. В. Готовцев и В. А. Подгорный. Игра  М. А. Чехова отличалась большим мастерством и оказывала на зрителей неизгладимое впечатление. Кроме того, он выступал режиссером,  педагогом и писателем (книга «Путь актера», 1928).

 

 

Здание МХАТ-2 на

Театральной площ.

 

 

 

 

 

После 1917 г. Чехов неоднократно выезжал за границу на гастроли. Между тем, в МХАТ-2 назревал раскол, виною которому стали Волков и В. Дикой. Против них М. А. Чехову неоднократно подавались петиции от имени большинства труппы. В марте 1928 г. М. А. Чехов уехал в Германию на лечение и не вернулся в Москву. Его письмо из-за границы было опубликовано в газете «Известия» от 21.09.1928 г.:

Глубокоуважаемый тов. Редактор!

Не откажите в любезности поместить на страницах вашей газеты несколько строк моего письма, в котором я хотел бы довести до сведения советской общественности о причинах моего ухода из МХАТ-2 и о цели моего пребывания за границей. Я давно чувствовал потребность в изучении своеобразной техники немецкой

сценической речи. Русский и немецкий актеры в известном смысле являют собой полную противоположность. Немецкий актер в силу особенностей своего языка выработал в себе способность владеть зрительным залом, но утратил способность владеть самим собой. Русский актер – наоборот: владеет своим внутренним, но не умеет господствовать в зрительном зале. Тончайшие и сложнейшие причины этого интересного факта лежат в особенностях того и другого языка. Я поставил себе целью усвоение немецкой техники сценической речи и перенесение этой техники в русскую речь.

Мой уход таким образом из МХАТ-2 связан не только с необходимостью пребывания вне пределов Советской России, но и с тем, что для осуществления моих художественных планов по возвращении в Москву, я должен быть совершенно свободным в своих исканиях. Я предполагаю создать свой собственный театр, в котором пойдут исключительно классические вещи, проработанные при помощи новой актерской техники. Изучение немецкой сценической речи должно явиться последним звеном в цепи моих исканий.

М. А. Чехов не мог вернуться в Россию после репрессии своего друга и коллеги по театру антропософа Н. Татаринова. Но знал он также, что даже за границей русские эмигранты не защищены от террористических актов политической полиции ЦК КПСС.  В ответ на совет предложить свои воспоминания издательству в письме Ю. Б. Елагину от 3.11.1952 г. он писал: «Самая интересная и важная часть этих воспоминаний не может быть опубликована, ибо кое-кто кое-где может пострадать за это; без этой же части воспоминания не имеют особой ценности».  В том числе это касалось его встреч с кремлевскими вождями, объясняющих причины отъезда.

Будучи уже известным артистом, он был принят в немецкий театр М. Рейнгардта, снялся в нескольких кинофильмах, но главное призвание видел в создании своего театра. Ж. Бонер и Маргенштерн помогли ему в субсидировании «Театра Михаила Чехова» в Париже (1931). С ним он гастролировал в Риге (1932), в Нью-Йорке (1935), в Англии (1936–38) на сцене Дартингхолла in Devon, где в течение  3 лет вел занятия в театральной студии. Приближение войны вынудило уехать Чехова в Америку, и в 1939 г. он обосновался в Риджфилде (штат Нью-Йорк), и затем  в Голливуде, где был режиссером «Лабораторного театра Голливуда».

С 1947 г. по состоянию здоровья перешел на преподавательскую работу и собирал материалы для написания книг. Он снялся в следующих фильмах:

– Rhapsody (1954) … Professor Schuman;

– Holiday for Sinners (1952) … Dr. Konndorff;

– Invitation (1952) …. Dr. Fromm;

– The Price of Freedom (1949),

– Texas, Brooklyn and Heaven (1948) … Gaboolian  … aka Girl from Texas (UK);

– Abie s Irish Rose (1946) … Solomon Levy;

– Cross My Heart (1946)  … Peter;

– Specter of the Rose (1946) … Max Polikoff,

–  Spellbound (1945) … Dr. Alexander Brulov … aka Alfred Hitchcock’s Spellbound (USA: promotional title);

– In Our Time (1944) … Uncle Leopold Baruta;

– Song of Russia (1943) … Ivan Stepanov;

– Phantom des Glucks (1930), как Michael. Tschechow … Jacques Bramard;

– Narr seiner Liebe Der (1929) … Poliche;

– Troika (1929);

– Einer gegen all (1927);

– Человек из ресторана (1927);

– Сюрпризы любви (1916);

– Шкаф с сюрпризом (1915);

– Сверчок на печи (1915);

– The Cricket on the Hearth (1915);

– Когда звучат струны сердца (1914);

– «300-летие Дома Романовых» (1913).

Как режиссер М. Чехов участвовал во всех сторонах театральных постановок вплоть до зарисовок персонажей и эскизов декораций. Ведь с детства  он любил и умел рисовать. Изображал себя самого, родных и знакомых, особенно удавались карикатуры. Недавно (2004 г.) в Третьяковской галерее на выставке из запасников РГАЛИ были показаны эскизы лекораций, рисованные М. Чеховым, да еще в чеховском музее в Ялте сохранились его картины.

Михаил Александрович Чехов скончался в Беверли-Хилс (штат Калифорния) 30 сентября 1955 г. (Страховой полюс           М. А. Чехова № 549325350). Отпевание состоялось в православном Спасо-Преображенском храме гор. Лос-Анджелеса          4 октября. Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лаун-Мемориал («Лесная поляна») в Голливуде.

 

Ольга Константиновна Чехова

 

У первой жены М. А. Чехова, Ольги Константиновны, была какая-то фантастическая судьба  6. Происходила она из семьи обрусевших немцев. Отец Константин Леонардович Книппер был инженером по строительству железных дорог. Она приехала в Берлин в 1919 г. и стала сниматься в кино (Хоровод смерти, Замок Фогелед и др.). В 1922 г .

создала собственную кинофирму.  Талантливая, красивая, деятельная, она сделала блестящую карьеру, расцвет которой пришелся на 1930-е гг., выступала в сценариях, не связанных ни с какой политикой, в 1939 г. получила звание Государственной актрисы Германии. Ничего удивительного нет и в том, что была она любимой актрисой Гитлера. Настораживает другое – не могла всеведущая советская разведка не использовать ее положение вблизи Гитлера. Ведь уничтожение фашистского лидера, резко изменила бы ход событий, тем более, что в самой Германии далеко не весь генералитет поддерживал войну. Подобную версию представляет автор книги «До горького конца» – «По словам генерала Павла Судоплятова (бывший начальник Управления разведки и специальных операций НКВД-КГБ СССР), в 1943 г., когда заброшенные в Германию советские боевики при содействии любимицы фюрера и имевшей к нему доступ русской по происхождению знаменитой киноактрисы Ольги Чеховой подготовили убийство, Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся, что как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза».

С другой стороны, окружение Гитлера и сам он не могли не догадываться о связях Ольги Чеховой с советской разведкой. Так судьба этой красивой женщины наводит на размышления о Второй мировой войне и вновь и вновь захватывает умы современников, хотя прошло уже много лет. С ее головы не упало ни волоска ни в фашистской Германии, ни после войны, когда горела земля под ногами у всех, кто был при Гитлере. В западном Берлине она устроили косметическую фирму и довольно преуспела в этом деле.

Ольга еще девочкой знала Мишу Чехова по Петербургу и была в него влюблена. В 17 лет захотела выйти замуж за Мишу, и, хотя все были против, она так решила – и не было силы ее остановить. Обвенчались тайно: поехали в подмосковный монастырь и там быстро договорились, сославшись, что ему надо уезжать на гастроли. Все необходимые документы приготовили заранее. Ольге надоели всякие приставания, да тот же Володя Чехов, двоюродный брат Миши, неизменно следовал за ней. Она же любила свободу и надеялась ее сохранить в замужестве с Мишей. Он, действительно, так был увлечен театром, что вряд ли ей докучал. В Мише ее привлекало все: и ореол талантливого артиста, и его доброта, и страстность.

Родственники довольно болезненно восприняли женитьбу: их покоробила сама тайна венчания. Молодые же предполагали, что будут отговаривать и мишина мамаша, и родители Ольги, и тетя Ольга Леонардовна, которая всегда во все вмешивалась. Мамашу они боялись особенно. Наталья Александровна с недавних пор после смерти Александра Павловича буквально завладела сыном. Но совсем не предполагали молодые, что их жизнь пойдет так безалаберно и что даже их любовь не справится с невзгодами. Мать настояла, чтобы Миша жил в той же квартире. И хотя комнат было много, беспечная и веселая Ольга встретила там ревность и злобу.

Володя Чехов, несколько смирившись, стал ухаживать за сестрой Ольги, Адой. Но приступы любви к Ольге мешали ему. Он бросил Университет, куда поступил учиться на юридический факультет и пропадал в театре. Вся компания Миши – брат Володя, жена Ольга и ее сестра Ада, были как бы заворожены театром. И если Миша был талант, то они – его отблеском.

В августе 1916 г. у молодых родилась дочь, которую окрестили Ольгой. Наняли няню, богемную жизнь супруги не прекратили. В декабре 1917 г. случилась трагедия – во время спектакля в театре в Мишиной уборной и из его пистолета застрелился Володя.  Завели следствие. И хотя Миша в тот момент был на сцене, с него взяли подписку о невыезде. В передрягах голода и разрухи Ольга решила, что надо уезжать из России. Миша же был под следствием, и она ушла от него, несмотря на любовь и дочку. В поисках выхода и стремясь переждать беспорядки в России, легкая на общение, она вскоре познакомилась с венгерским офицером Яниша, оказавшимся в русском плену. Его должны были репатриировать, и Ольга выходит за него замуж и уезжает в Венгрию, затем оказывается в Берлине, где собирается русская эмиграция. Дочка ее остается пока в России у бабушки. С прекрасными внешними данными ей удается войти в артистические круги и принять участие в съемках фильмов. Недостаточное знание немецкого языка не стало препятствием, так как кино было тогда немым. Конечно, вскоре она уже свободно говорила по-немецки. После смерти отца к ней приехала мать с ее дочерью и сестра со своей дочерью Мариной.  К тому времени Ольга могла их уже содержать: она активно снималась в кино, была знакома с политическими деятелями Веймарской республики.

Германия после Первой мировой войны, с одной стороны, имела проигрыш и разруху. С другой – за нее стали бороться русские большевики, чтобы провести там очередную перманентную социалистическую революцию. И хотя России было крайне трудно, ее вожди – сначала Ленин и Троцкий, потом Сталин, рассчитывая на экспансию коммунистических идей, готовили кадры и переправляли в Германию золотую валюту. Ольга Чехова могла быть завербована в эту систему. И устояла, когда к власти пришли нацисты, фантастически просто поджигая рейхстаг и захватывая власть при бездеятельности законного правительства и полном равнодушии населения. Вскоре Гитлер разделался со своими бывшими политическими соратниками, казнил их тысячами.

Снимаясь в одной картине за другой, в 1939 г. Ольга Чехова была удостоена звания Государственной актрисы Германии. В Германии с ней жили – мать Луиза Юльевна, урожденная Рид (+1943 5), дочь Ольга, сестра Ада с дочерью Мариной.

 

 

О. К. Чехова

с дочерью Ольгой (Адой)

 

 

 

 

В фонде писем МХАТ сохранились письма от 1929 г. О. Л. Книппер-Чехова в Крым к Марии Павловне. Она сообщает, что сможет поехать в Баденвейлер  (где 25 лет назад умер Антон Павлович Чехов), только если ей Оля (по-видимому, Ольга Константиновна Чехова) пришлет денег. Все уладилось и с деньгами, и с паспортом, и с визой, и 12-15 июля 1929 г. она провела в Берлине, жила в роскошной квартире свой племянницы, которая катала ее на машине по ухоженной Германии, возила на море, где в то время отдыхала ее невестка Лулу с внучкой Олей. По письму от 15 июля она все еще в Берлине и без особого желания собирается посетить Баденвейлер, где из русских только Станиславские и жена доктора Шверера. Но уже следующее письмо в Ялту от 20 июля – из Баденвейлера. И в нем приписка – «Мой глубокий привет. Петр Шаров. Из эмигрантов, пожалуй, он и М. В. Добужинский отметили своим присутствием место смерти А. П. Чехова. Виделись Ольга Леонардовна с племянницей и  в 1937 г., когда МХАТ приезжал на гастроли в Германию. Да и переписка их не прекращалась.

Несомненно, актриса Ольга Чехова обладала большим самообладанием  и самоуверенностью. Ее нельзя было заподозрить в ненависти ни к Германии, ни к СССР. Заставить ее работать можно было через шантаж относительно близких. Напомним, что самыми близкими ей были дочь Ольга и внуки.

 

 

Ольга Михайловна Чехова

 

 

С молодости Ольга Михайловна (1916 1966) решила стать актрисой и сконцентрировалась, главным образом, на театре. В кино она дебютировала в 1935 г. в фильме «Die Pompadour». Затем были еще фильмы:

– Der Favorit der Kaiserin (1936);

– Clarissa (1941);

– Mit den Augen einer Frau (1942);

– Geheimnis einer Ehe» (1951).

Однако театр оставался все еще ее большой страстью и в кино она больше не снималась. 28.01.1966 Ада Чехова погибла при аварии самолета Lufthansa-Convair.

В своих воспоминаниях О. К. Чехова (старшая) в 1973 г. пишет, что живет в Мюнхене  вместе с внуком Мишей и внучкой Верой, с ней ее муж Вадим Гловна и сын Коля  7. Недавно была издана книга о пребывании Девиса в Мюнхене 8, в которой приведены фотографии знаменитого американского певца с юной Верой Чеховой (1958 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слева – Вера Чехова и Девис Пресли (1959)

Справа – C фотографии Веры Чеховой 1991 г.

 

Вера Чехова хорошо известна в Германии как актриса, режиссер и ведущая телепрограмм. Фильмы, где она снималась:

– Schuldig auf Verdacht (1996) (TV) … Mrs. Clausthal;

– Tatort – Bauernopfer (1993) (TV) … Wiktorija;

– Neptun und Isolde (1992) (TV);

– Sylter Geschichten (1992) TV Series …. Eleonore Stiller;

– Liebe auf den ersten Blick (1991) … Elsas Mutter;
– Insel der Trдume (1990) TV Series;

– Heim fьr Tiere, Ein (1985) TV Series … Julia Gessner (1989-1990);

– Drei unter einer Decke (1989) TV Series;

– Rausch der Verwandlung (1989) (mini) TV Series … Clara van Boolen;

– Erdenschwer (1989);

–Frei zum AbschuЯ (1989) (TV);

– Losberg (1986) TV Series … Ruth von Trenz;

– Tarot (1986) … Charlotte;

– Geheimnis von Lismore Castle, Das (1986) (TV) … Anita Cliff;

– Blaubart (1984) (TV) … Gisela;

– Tausend Augen (1984) … Victoria;

– Treffpunkt im Unendlichen (1984) (TV) … Katia, Tдnzerin in Paris;

– Dies rigorose Leben (1983) … Salka;

– Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull (1982) (mini) TV Series … Maria Pia;

– Frau ьber vierzig (1981) TV Series;

– Desperado City (1980) … Hilke;

– Panische Zeiten (1980);

– Nachbarn und andere nette Menschen (1979) (TV);

– Schimmelreiter, Der (1978) … Vollina Harders;

– Edwards Film (1977) (TV);

– Erikas Leidenschaften (1976) (TV) … Franziska;

– Evridiki B.A. 2037 (1976) … Euridice;  .

– Amulett des Todes, Das (1975) … Corinna;

– Polly oder Die Bataille am Bluewater Creek (1975) (TV);

– Fдlle des Herrn Konstantin, Die (1974) TV Series;

– Frau bleibt eine Frau, Eine (1973) (mini) TV Series;

– Olifant (1973) (TV) … Charis;

– Illegale, Der (1972) (mini) TV Series;

– Duell zu dritt (1971) TV Series … Liz Bentley;

– Opfer (1970) (TV);

– Som hon bдddar fеr han ligga (1970) … Kristina;

– Liebe und so weiter (1968);

– In Frankfurt sind die Nдchte heiЯ (1966) … Vera Paterny;

– Verhцr am Nachmittag (1965) (TV);

– Chinesische Mauer, Die (1965) (TV);

– Gerechtigkeit in Worowogorsk (1964) (TV) … Sinitschka;

– Gruft mit dem RдtselschloЯ, Die (1964) … Feder-Lissy;

– Wassa Schelesnowa (1963) (TV);

– Junge Sьnderin, Die (1960) … Carola;

– Schleier fiel, Der (1960);

– Tales of the Vikings (1960) TV Series;

– Freddy unter fremden Sternen (1959) … Manuela O’Brien;

– Melodie und Rhythmus (1959);

– Und das am Montagmorgen (1959) … Monika;

– Meine 99 Brдute (1958) … Else Heer;

– Mдdchen mit den Katzenaugen, Das (1958) … Katja;

– Maulkorb, Der (1958);

– Arzt von Stalingrad, Der (1958) … Tamara;

– Ballerina e Buon Dio (1958);

– Witwer mit 5 Tцchtern (1957) … Anne Scherze;

– Noch minderjдhrig (1957) … Elfie Breitner.

В 1984 г. В. Гловна выпустил фильм «Чеховы в моей жизни», в котором вместе с Верой снимались: ее родственница Евгения Чехова,  театральный критик и автор книги об Ольге Чеховой – Майя Туровская и др. В последнее время Чехова успешно создает документальные фильмы.

Наследство М. А. Чехова

 

Несомненно, главным наследством великого артиста           М. А. Чехова остаются его книги, много раз переизданные по всему миру, и записи кинофильмов с его участием. Но есть и другая, материальная часть наследства, которая осталась после его смерти. Несмотря на все глубокое увлечение искусством, он был очень семейcтвенным человеком, это качество было у него от отца. Трогательно заботясь о своих учениках, он как бы компенсировал то, что был лишен общения с любимой дочерью Ольгой, которая жила после развода с матерью. Но он был в дружеских отношениях со своей бывшей женой и постоянно переписывался с ними, иногда удавалось видеться. Знал он также все про своих внуков. М. А. Чехов пытался спасти своих близких, звал их в Америку, но его авторитет в мировом искусстве не имел никакого значения для СССР. Он был политическим отверженным. Только беспокойством за своих близких можно объяснить его страх перед политическими переворотами, который владел артистом в начале холодной войны. Но ведь для себя в американской действительности он не должен был  видеть опасности.

Непосредственное чтение завещания М. А. Чехова прояснило бы легенду о том, что оно не было открыто в 1955 г., а по завещательному распоряжению его публикация отложена на  50 лет, т. е. до октября 2005 г. Это кажется правдоподобным, потому что его дочь и внуки находились в то время в СССР, и оставлять им какие-либо средства было бессмысленно.

Косвенным подтверждением этой версии может служить то, что из опубликованного на Сайте Famous Wills завещания знаменитой актрисы Мерилин Монро, ушедшей из жизни в 1962 г., мы с удивлением узнаем, что она оставила средства в 2500 дол./ежегодно на содержание вдовы Мих. Чехова до конца ее жизни. Если бы Ксения Карловна Чехова получила наследство своего мужа М. А. Чехова в 1955 г., то Монро  не понадобилось бы беспокоиться о ней и включать ее имя в свое завещание:

…(b) To pay the net income therefrom, together with such amounts of principal as shall be necessary to provide $5,000.00 per annum, in equal quarterly installments, for the maintenance and support of my mother, GLADYS BAKER, during her lifetime.

(c) To pay the net income therefrom, together with such amounts of principal as shall be necessary to provide $2,500.00 per annum, in equal quarterly installments, for the maintenance and support of MRS. MICHAEL CHEKHOV during her lifetime.

Любопытные обстоятельства приводит в своем интервью другая ныне здравствующая знаменитая американская актриса и продъюссер Мала Пауэрс (// Экспресс газета от 4.03.05).

Еще девочкой я стала выступать на сцене. Режиссеру шоу понравилось, как я играю, и он спросил: «Хочешь познакомиться с великим Михаилом Чеховым?» Конечно, я могла только мечтать об этом. Раньше его видела только в кино и представляла таким значительным, большим. А когда впервые увидела, удивилась, какой он маленький и скромный. Не почувствовала сразу той мощной ауры, которая исходила от него с экрана. Но вскоре я была взволнована и ошеломлена. Михаил Чехов вел классы с начинающими актерами, читал лекции. И чем больше он говорил, тем крупнее и значительнее становился, будто на наших глазах вырастал. Он делал с нами психофизические упражнения и импровизации. Десять месяцев я приходила к нему на занятия. Кстати он много рассказывал о Станиславском и Антоне Чехове, о том, как они ссорились и Антон Павлович кричал на Станиславского: «Моя пьеса — комедия, а вы заставляете людей плакать». Потом Михаилу Чехову стало плохо с сердцем, и, пока он лечился, наши встречи были временно прекращены.

Дорого приходилось платить за уроки? (Вопрос корреспондента Надежды Репиной).

Нет. Частные групповые уроки стоили 100 долларов, причем он занимался за эти деньги столько, сколько считал нужным. В этот период я получила работу на радио у режиссера Айды Лапины.

… Когда же Михаил Чехов выздоровел, к моему счастью, я смогла продолжить свои классы. Правда, за меня уже платила киностудия.

…Не могу похвастаться, что мы были с Мерилин Монро близкими подругами. Мы вместе учились актерскому мастерству в студии Михаила Чехова. Она запомнилась мне очень скромным человеком. Мерилин всегда недооценивала свои внешние данные – жутко комплексовала! Причем, чем больше комплиментов делали ее красоте, тем чаще она хандрила и уходила в себя. Мерилин Монро принимала очень много психотропных таблеток и подолгу не выходила из запоев.

Она очень любила Михаила Чехова и ее жену Ксению! И Ксения, которую мы за огромную доброту прозвали Большое сердце, тоже очень любила Мерилин и заботилась о ней.

Я вам расскажу про один факт, о котором ваши читатели не знают наверняка. Незадолго до смерти Мерилин Монро написала завещание, в котором довольно крупную сумму оставляла Ксении. Но гибель Мерилин оказалась такой загадочной, вокруг ее наследства крутилось столько адвокатов, что Ксения Чехова не смогла при жизни получить эти деньги. И в 1970 году, умирая, она завещала мне распоряжаться своим домом, письмами, деньгами – то есть всем своим имуществом и финансами. Я оказалась вовлечена в дело о наследстве Мерилин Монро, отсудила причитающуюся Ксении сумму и передала все доллары ее дочери Ольге, проживающей в Германии.

(Прим. Ю. С. – По официальной версии, О. М. Чехова-Руст погибла в авиакатастрофе в 1966 г.).

Если в этом интервью Мала Пауэрс говорит, что она была душеприказчицей Ксении Карловны Чеховой, то в мемуарах сообщает, что она – душеприказчица самого Михаила Александровича Чехова.

 

Московские старожилы

 

Вся моя родня до революции проживала в Лефортове на Немецкой улице. И вот, мне рассказал мой родственник, что его бабушка училась в гимназии и дружила с Еленой Карловной Зиллер, родной сестрой второй жены Михаила Чехова. В 1932 г. Елена Зиллер была арестована и провела в сталинских лагерях 25 лет, но выжила и вернулась в Москву. Вскоре она два раза ездила в США к своей сестре Ксении. Несомненно, бывшая политзаключенная удостоилась поездки в США не для собственного удовольствия. Во всяком случае, она рассказала своей приятельнице, что привезла личный архив М. А. Чехова и сетовала, как это при издании книги про нее не упомянули (РГАЛИ, фонд. 2316). Трудно представить, что в конце 1950-х гг. кто-то в СССР заинтересовался и раскошелился на поездку ради «прогрессивного метода» актера М. Чехова. К тому же, сам М. А. Чехов был всегда абсолютно далек от политики и Ольги Чеховой. Но … их связывала дочь и внуки, которых сделали разменной картой в политике с участием Ольги Чеховой. Михаил Александрович пытался вмешаться в их судьбу через американское посольство, обеспечить их приезд из Германии. Но они как в воду канули…